Что сделать, когда потемнела вагонка?

Вагонка отличное решение. Она красиво выглядит, позволяет скрыть коммуникации или утепляющий материал, теплая и отличается целым рядом других преимуществ. Но если вагонку эксплуатируют в неподходящих условиях, она может придти в негодность. Со временем вагонка может потемнеть, потрескаться или покоробиться. Чтобы устранить эти недостатки и отреставрировать вагонку, придется приложить немало усилий.

Если древесина с течением времени потемнела

Значит, ее плохо обрабатывали с самого начала. В продаже существует множество отличных средств, которые хорошо защищают натуральное дерево от этой неприятности. Рекомендуется сразу же после того, как вагонка будет закреплена, обработать ее такими защитными составами. Делается это элементарно с помощью мягкой широкой кисти или валиком.

Если же древесина уже потемнела, можно пойти двумя путями. Сначала нужно определить глубину, на которую древесина успела потемнеть. Если глубина не очень большая, верхний темный слой можно просто снять при помощи шлифовальной машины или наждачной бумаги. Конечно же работать шлифовальной машиной будет удобнее и быстрее, поэтому если есть такая возможность, лучше пользоваться ею.

После того как верхний темный слой древесины будет снят, вагонку обрабатывают специальными защитными составами. Это гарантирует, что в будущем подобные неприятности возникнуть не смогут. А кроме того, защитные составы для вагонки, позволяют придать ей больше прочностных характеристик, защищают ее от влаги и воды.

Если вагонка покоробилась

Придется приложить еще больше усилий. Происходит такое не часто, но если между вагонкой не было предусмотрено небольших зазоров, из-за натяжения, отделка может немного перекоситься. То же самое может произойти и в том случае, если для создания каркаса под вагонку использовалась сырая древесина. Чтобы исправить эту проблему, придется разобрать, по крайней мере, часть вагонки, а затем прибить ее правильно, оставляя небольшие зазоры между каждой планкой вагонки. Это будет гарантировать, что в будущем, при любых обстоятельствах, вагонка не будет коробиться и перекашиваться.

Если лак на вагонке пришел в негодность и растрескался

Придется такой лак снять. Опять же лучший способ это сделать — использовать шлифовальную машину. Можно применять для этого и строительный фен, но следует быть осторожным и использовать в работе средства защиты. Дело в том, что некоторые виды лака при нагревании выделяют в пространство вредные вещества. Именно поэтому работать с лаком нужно в респираторе.

Чтобы последующая обработка лаком не вызвала проблем, использовать надо только подходящий к случаю лак. Причем лак лучше использовать качественный, ведь сэкономить все равно не получится. Как говорится — скупой платит дважды.
В принципе отреставрировать вагонку не сложно. Нужно действовать согластно простой логике. Испорченный слой снимают, древесину обязательно покрывают защитными составами, а затем лакируют подходящим лаком.

Оставьте Ваш отзыв

  Я не робот.

Отправить

     

Сброс

Average rating: 0 reviews

Tags:

ламинат панели плитка

Вагонка довольно распространенный сегодня материал, его используют дизайнеры для отделки интерьеров в стиле Кантри или в морской тематике. Такой материал долговечен и обходится не дорого, только есть один минус, со временем вагонка требует обновления, так как из-за перепадов температур, влажности или обильного солнца на древесине появляются пятна и материал темнеет. Рассмотрим способы, как самостоятельно обновить вагонку.

Вскрыть лаком

Лакирование распространенный и простой в применении способ обновления вагонки. Купить лак, который прослужит долго, не составляет труда. Производители лаков улучшают их свойства, добавляя в состав антисептики, которые не допускают появления плесени.

Для внутренних работ рекомендуется использовать аквалаки, они легко наносятся, сохраняют структуру дерева и пропускают пар.

Для наружных работ лучше применять алкидно-уретановый лак, он более долговечен и устойчив к воздействию ультрафиолета и влаги.

Перед покрытием лаком старой древесины, оценивают ее износ. Если вагонка не потемнела, и нет явных признаков повреждения, то достаточно промыть поверхность содовым раствором и можно лакировать. Если же на древесине появились пятна, или вся поверхность потемнела, то старый лак очищают наждачной бумагой, после чего также промывают содой и только тогда вскрывают лаком.

Обработать акрилом

Этот способ не только моден сегодня, но и долговечен. Поверхность, порытая акрилом, прослужит до 10 лет без обновления. Кроме того, акриловая краска удобна в использовании, она быстро сохнет, практически не имеет запаха, а через такое покрытие видна структура дерева и натуральный оттенок. Правда цена такого покрытия гораздо выше лаков и масляных красок.

Перед покраской поверхности проводим предварительную подготовку: если была на вагонке краска и она в нормальном состоянии, то лишь промывают дерево щелочью, если имеются пятна плесени или древесина была покрыта лаком, то старое покрытие нужно счистить. Затем покрыть поверхность анисептиком и только после этого красить.

Покрасить масляной краской

Этот способ радикальный, ведь плотная масляная краска перекрывает структуру дерева и натуральный оттенок, имеет неестественный блеск. Но при этом, такая краска хорошо защищает от влаги, поэтому идеальна для внешних работ. Такое покрытие требует долгого времени высыхания и проветривания, так как у краски едкий запах. Обновлять такое покрытие следует каждые 5-6 лет.

Применение идентично покрытию акрилом, только красят в сухую погоду.

Покрыть жидкой пластмассой

Это новый способ обработки вагонки, чаще его используют для внешних работ: террасы, беседки, балконы. Жидкая пластмасса устойчива к внешним факторам, не выцветает на солнце, вода стекает как по пластику и не проникает внутрь дерева, правда и сама древесина теряет способность «дышать». Цвет можно выбрать любой, от полу прозрачного, до радикально яркого.

Наносить на древесину просто, также как лак в 1-2 слоя, предварительно зачистив и обработав поверхность.

Прежде чем выбрать способ обновления вагонки, нужно обратить внимание для какого помещения или поверхности тот или иной способ больше подходит, тогда деревянная отделка прослужит долго.

Необходимость обработки и покраски

Вагонка без дополнительной обработки быстро портится по ряду причин.

  1. Огонь. При повышенной до критической точки температуре древесина сначала обугливается, а затем воспламеняется. Она хорошо поддерживает пламя, быстро выгорает.
  2. Микроорганизмы. При высокой сырости и плохой вентиляции на необработанном дереве быстро разрастается плесень и грибы. Поверхность становится сначала синюшной, затем чёрной, в итоге сгнивает.
  3. Вредители. Некоторые насекомые селятся в деревянных материалах, разрушая их.
  4. УФ-излучение. Прямые солнечные лучи изменяют оттенок отделки, делая его более тёмным. При неравномерном выгорании на вагонке появляются высветленные пятна.
  5. Механическое повреждение. Лакокрасочное покрытие принимает на себя удары, царапины, потёртости.

Чем покрыть вагонку снаружи и внутри дома – способы, лаки и краски для покраски древесины

Деревянная вагонка красивый, натуральный материал. Не удивительно, что так много пользователей во всем мире отдают ему предпочтение в качестве отделочного и облицовочного материала.

Экологичность и естественная красота древесины не только украшает помещение, но и создает в нем определенный микроклимат. А вагонка покрытая плотным покрытием (краской, лаком) позволяет создать любой декор.

Но, у дерева есть существенный минус, который влияет на эксплуатационные характеристики вагонки – она подвергается гниению, различным повреждениям, а также склонна темнеть.

Эта статья предназначена для тех, кто хочет защитить и одновременно сохранить вагонку в естественном виде. Рассмотрим пошагово, как и чем лучше покрыть (пропитать, обработать, покрасить) деревянную вагонку (евровагонку).

Надо сказать, что метод «взять кисть, краску и покрасить» хорош, именно в силу своей простоты. Но долго ли прослужит окрашенная таким образом древесина? Не лучше ли выбрать более основательный и правильный подход?

Правильная покраска деревянной вагонки состоит из 4 этапов:

Чем можно покрасить вагонку

Пред началом облицовочных работ древесина обязательно обрабатывается от развития грибка, действия влаги или солнца. Для продления срока действия антисептических пропиток вагонку периодически покрывают антипиренами и различными лаками.

Тип Описание
Антипирены Уменьшают горючесть деревянной поверхности. При пожаре дерево медленнее будет проводить огонь, что поможет быстрее его затушить. Состав нетоксичен, практически не меняет расцветку материала.
Антисептики Предотвращают заражение спорами грибка, останавливают его развитие. В сухих помещениях на стыках панелей скапливается конденсат, который, соединяясь с пылью, помогает развитию микроорганизмов. Через время обработку бактерицидными средствами повторяют, поскольку они могут испаряться или вымываться. Есть смеси комплексного действия, которые одновременно убивают гнилостные образования и создают отталкивающий влагу барьер на поверхности дерева. Недостаток универсального средства – высокая цена, а преимущество – заменяет антисептик, морилку и лак.
Льняное масло Пропитка проникает глубоко в текстуру дерева, чем делает его в разы прочнее. Такой материал устойчив ко влаге, грибку, имеет выраженную фактуру и матовую поверхность.
Отбеливатели Помогают убрать с вагонки появившиеся тёмные следы, полоски, синюшные участки. Отбеливатели имеют разную эффективность и способ применения. Наносятся на проблемные участки, а затем смываются водой.
Морилки Защищают материал от вредных микроорганизмов, но меняется оттенок древесины. Чаще используются морилки, которые меняют цвет вагонки на тёмный. После нанесения на поверхности не образуется плёнка, состав впитывается в поры дерева на определённую глубину, за счёт чего чётко выделяется его структура. После пропитки морилкой поверхность надо покрыть лаком, чтобы она не казалась грязной.
Олифы Раньше была популярной пропиткой, но теперь ею пользуются значительно реже. Обработанная олифой поверхность через несколько лет становится тёмной и липкой.
Лаки Для внутренних работ применяются акриловые лаки, они нетоксичны и безопасны. Защищают поверхность и делают её привлекательней. Первый слой наносится бесцветным составом, а для повторного покрытия применяется смесь с пигментом. Лак может создавать матовые, глянцевые и полуматовые поверхности.
Воски Эффективно защищают дерево, придавая ему полуматовый отблеск. Бывают в твёрдом, жидком и водянистом состоянии. Перед применением твёрдый воск разогревается, остальные формы сразу готовы для работы. Недостаток – воск сложно нанести равномерно. Для облегчения процесса поверхность сначала грунтуется.
Масляные краски Применяются для украшения деревянных покрытий. Краситель глубоко проникает в структуру дерева, не допускает проникания в него влаги, а вот перед паром состав практически бессилен. Сохнет долго, со временем цвет поверхности тускнеет. Имеет резкий запах.
Акрилаты После окрашивания основанием долго не тускнеет, цвет не выгорает. Быстро сохнет и глубокого проникает в поверхность материала. Имеет высокие изоляционные характеристики по отношению к пару. Созданное покрытие не трескается из-за температурной деформации вагонки. Стоит дорого.
Акриловые аквалаки Экологичны, создают влагоустойчивое долговечное покрытие, которое не стирается, не тускнеет, защищает от микроорганизмов, УФ-излучения. Обработанная аквалаком вагонка выглядит эффектно и дорого. Аквалаки без запаха, поэтому подходят для внутренней отделки, детских комнат.

Как правильным образом обрабатывать вагонку внутри помещения

Отделывать помещение вагонкой становится модной тенденцией. Она может являться достойной заменой многим отделочным материалам.

От того как правильно будет произведена окраска внутри пространственного помещения будет зависеть насколько уютным будет квартира.

Залогом хорошего внешнего вида являет правильная обработка древесины.

Перед тем как красить ее нужно хорошо ошкурить и просушить, чтобы краски ложились ровно.

Затем необходимо пропитать плотно антисептиком, чтобы исключить появление гнили, плесени, грибковых наростов и появления насекомых.

После пропитке дерево должно хорошенько высохнуть.

Только после полного высыхания можно приступать к покраске.

Если в помещении требуются более яркие цвета, то можно воспользоваться морилкой. При нанесении она, от слоя к слою, будет давать оттенки от светлого до более глубокого насыщенного цвета.

Если не хотите проводить покраску дерева, оставляя его первоначальный цвет, то можно использовать только лаки.

На предварительно ничем не обработанную вагонку нужно нанести несколько слоев лакового покрытия и дать высохнуть.

В качестве аналога можно покрыть воском, которым так же пропитывается древесина. Восковое покрытие дает неплохой блеск, а если еще сверху нанести лак, то получиться очень красивый оттенок.

Выбор остается за вами.

Если никаких идей по поводу покраски не возникает и нет времени дожидаться полного высыхания, то консультанты в строительном магазине помогут подобрать необходимые составы.

Скорее всего, вам предложат пропитать дерево антисептиком и покрыть лессировкой, а в некоторых случаях дополнительно обработать лаком.

«Обратите внимание на составы, которые содержат натуральный воск и масла. Для внутренней отделки лучше всего подходит хвойная древесина, которую достаточно только покрыть лаком. В таком виде она может прослужить довольно долго. От проблем с влажностью, водой, грибком, старением и некачественным покрытием поможет справиться только высококачественный лак»

Нередко балконное пространство выступает продолжением жилого помещения.

В этом случае его надо хорошо отчистить от загрязнений. Воспользуйтесь щеткой из стали.

Древесный отбеливатель поможет избавиться от грибка и плесени.

После этих этапов вгонку можно покрыть морилкой при помощи валика или кисти и хорошо прогрунтовать.

В заключение нанести антисептик, который не изменит цвет, но будет защищать поверхность.

Для отделки стен в банях и саунах используйте лиственные породы дерева. Например, хорошо подойдет ольха, липа или сосна. Содержащиеся в этих породах смолы нагреваются медленнее и практически не выделяются на поверхность, сама смола влагостойка.

Пол в банном помещении с использованием вагонки нужно покрыть лаком с добавлением Уайт-Спирита.

Обязательно учитывайте приведенные советы при выборе материала для вагонки и ее самой. Это позволит легче обработать поверхности и надолго сохранит их в первоначальном состоянии.

Как выбрать цвет красителя

  • В гостиной лучше использовать для покраски материалы подчёркивающие древесную текстуру и придающие ей золотисто-медового оттенка. Дополнительно можно использовать в оформлении яркого насыщенные цвета.
  • На кухне лучше краски оранжевого, персикового, розового или жёлтого цвета.
  • Кабинет обычно оформляется в холодных тонах либо дерево поддерживается в натуральном цвете. Комната обшивается ламелями, которые затем вскрываются лаком или воском.
  • Для детских выбираются мягкие, спокойные, умиротворяющие тона. Не стоит подбирать кричащие, возбуждающие детскую психику тона.
  • Для покраски спальни используются нейтральные, светлые оттенки или бесцветный лак.

Варианты цветовых решений для вагонки от компании Tikkurila.

Идеи окрашивания вагонки в интерьере квартиры/дома

В интерьере городских квартир крашеная вагонка практически не встречается. Натуральный материал отлично приживется на лоджиях, балконах. Стилевые решения загородных домов, наоборот, дополнятся естественной изюминкой при использовании деревянных профилей.

Необычно смотрится комбинирование вагонки разной толщины. Широкий профиль чередуют с тонким и окрашивают. Красят в один цвет, но разной интенсивности. Из ровных профилей и блок-хауса формируют впадины и волны. Зоны освещения выбеливают, оставшиеся просто покрывают прозрачным лаком.

Оригинально смотрится беленая вагонка на потолке, расположенная между темными массивными балками. В спальне, гостиной, детской можно создать эксклюзивное покрытие стен, древесину покрасить любым ярким цветом, расписать узорами.

Техники покраски вагонки

  1. Браширование. Вариант покраски для мягких пород дерева. Сначала снимают их верхний слой грубой щеткой-брашью, затем поверхность шлифуют и покрывают морилкой.
  2. Патинирование. Применяются два цвета близкие по тону. Сначала на дерево наносится толстый слой первого оттенка, просушивается. Затем наносится второй более светлый и тоже сушится. Поверхность шкурится.
  3. Покрытие парафином. Придаёт поверхности потёртости. Парафин наносится неравномерно, затем вагонка патинируется. После сушки парафин убирается шпателем. Поверхность вскрывается морилкой.
  4. Беление. Основание покрывается акриловым пигментом или морилкой, поверх наносится слой масла. Для красивого рисунка лишний краситель снимается, а поверхность затирается. Методика применяется для покраски в белый цвет с сохранением текстуры вагонки. При нанесении морилки нельзя лить много смеси. Чтобы получить нужный оттенок лучше окрашивать в несколько очень тонких слоёв, каждому из которых давать время на полное высыхание.
  5. Мебельная покраска. Сначала наносится морилка, потом поверхность дважды грунтуется. Когда грунт высыхает, вагонка несколько раз шлифуется. Чтобы получить матовость, по ламелям проходятся сначала шкуркой с зерном 280, а затем 320. После удаления шлифовальной пыли древесина лакируется.

Выбираем цвет вагонки

Чем покрасить вагонку, мы выяснили, пришло время определиться с оттенком краски. Многие недостатки помещения можно выгодно обратить в другую сторону, если немного «поиграть с цветом». Требуется расширить пространство? Выбирайте краску белых или светло-бежевых оттенков. Но помните, что они подвержены быстрому загрязнению. Темный тон, напротив, визуально уменьшит размеры комнаты.

Нельзя делать контрастными по цвету потолок, стены и пол. В спальне лучше всего оставить натуральную древесину, а для декорирования кабинета выбрать краску сдержанных тонов.

Покраска вагонки предполагает определенную последовательность действий, которой нужно придерживаться.

  1. Очистка от грязи и пыли.
  2. Шлифование поверхности.
  3. Нанесение антисептика и грунтовки.
  4. Покрытие вагонки краской или другим выбранным составом.

В идеале вагонку нужно красить до ее , прокрашивая каждую дощечку по отдельности, качественно нанести краску на потолок или стены, уже оббитые вагонкой, крайне сложно. Покраска готовой поверхности допускается только при обновлении краски.

Необходимые инструменты

В зависимости от технологии нанесения краски список инструментов может меняться, но стандартный набор следующий:

  • малярный лоток;
  • ведро из пластмассы или оцинковки;
  • пемза;
  • чистые тряпки;
  • малярные инструменты (валик, кисть, краскопульт);
  • грунтовка;
  • шкурки разной зернистости, шлифмашины, лоскуты кожи для затирания;
  • щетка-браш;
  • средства защиты (очки, маска, перчатки).

Если помещение высокое или вагонкой обшит потолок, нужна стремянка.

Чем лучше наносить ЛКМ

Идеальным инструментом для нанесения является кисточка, которая имеет ровную, густую и плотную щетину.

Флейцевая кисть легко наносит любые лакокрасочные материалы, делает ровные финишные мазки.

  • Макловицей из-за её большого размера деревянные основания можно только грунтовать.
  • Лак хорошо наносится кисточкой с мягким ворсом, для нанесения масла, наоборот, нужен инструмент с жёсткой щетиной для равномерного нанесения плотной массы.
  • Форма кисточки должна быть прямоугольной с закруглёнными краями для упрощения покраски. Если куплена кисть низкого качества с растрёпанными ворсинками, их обрезают ножницами.
  • Кистью наносится жидкий состав на маленькой площади. Для больших используется валик.

Валики выпускаются разного размера и минимально впитывают покрасочный материал. Обычно валиком грунтуются стены, но при достаточном опыте можно наносить колерованное масло.

Чтобы пользоваться краскопультом надо обладать навыками. Воздушным аэрографом обрабатывается любая обшивка, но при этом в воздух поднимаются клубы капель красителя. Безвоздушная модель не загрязняет воздух, но подходит для покраски только прямых оснований. Оптимальны комбинированные аэрографы, но ими умеют пользоваться только специалисты. Также пульверизатор увеличивает расход краски.

В местах стыка досок вагонки с трубами красить удобно цегейковой рукавицей или поролоновой губкой.

При выборе инструмента учитывается размер поверхности, тип лакокрасочного материала и опыт работы с ним.

Проведение работ

Когда монтаж потолка из вагонки завершен, и приходит время его покраски, важно знать, что работы, несмотря на кажущуюся простоту, требуют внимания и аккуратности. Проводить их лучше всего поэтапно.

  • Сначала необходима подготовка. Здесь нужно сказать, что речь идет не только о том, чтобы подготовить поверхность потолка, в подготовке нуждается и само помещение. Работы, связанные с краской, требуют защиты всех поверхностей, не планируемых под покрытие. Это касается и мебели. То, что нет возможности из помещения вынести, необходимо закрыть пленкой.
  • Далее вагонка покрывается слоем грунтовки. Необходимо понимать, что в случае с лаком в качестве грунтовки будет выступать первый слой покрытия.
  • Следующим этапом является покрытие самой краской или основными слоями лака. Для этих целей может быть использован валик или широкая кисть. Некоторые лакокрасочные материалы требуют предварительного приготовления, которое должно быть проведено в соответствии с прилагаемой инструкцией. Наносить краску или лак необходимо вдоль расположения дощечек вагонки. Дощечки обычно пилятся вдоль волокон древесины, поэтому покрытие их лакокрасочным материалом лучше производить таким же образом. Если предстоит наносить несколько слоев материала, то каждый следующий слой нужно накладывать только после высыхания предыдущего. Это необходимо для того, чтобы слои лучше ложились друг на друга, и покрытие получилось более качественным.

На этом покраска вагонки своими руками может считаться законченной. Как видно из изложенного, в работе нет ничего чрезвычайно сложного и требующего специальных знаний. Узнав, чем покрасить потолок из вагонки на даче, можно сделать вывод, что главное правило – это соблюдать технологию нанесения и осторожность при работах. Лучше потратить чуть больше времени на работу, но провести ее качественно.

Пошаговая инструкция

Качество покраски зависит от правильности подготовки поверхности.

Очистка панелей

Сначала панели очищаются от грязи содовым раствором. Для приготовления надо 5 л теплой воды и 0,15 кг соды. Ингредиенты смешиваются, полученным раствором нужно обработать вагонку. Чтобы краска лучше наносилась на поверхность, с неё лучше предварительно снять старое покрытие, особенно в местах, где есть сколы, отслоения и трещины. Чтобы ускорить очистку, старый слой сначала нагревается строительным феном, а затем удалятся шпателем.

Для очистки можно использовать растворители. Они наносятся на вагонку, которая через время затирается жёсткой щёткой, а после промывается.

Старая масляная краска снимается фольгой и утюгом. Фольга прикладывается к окрашенной поверхности, в течение 20 минут проглаживается утюгом, отслоившиеся куски снимаются шпателем. С очищенной вагонки удаляются следы плесени, потемневшие участки отбеливаются. Завершается чистка протиранием досок чистой ветошью. Повреждённые панели при необходимости заменяются.

Шлифовка

Чистая вагонка шлифуется пемзой или мелкой наждачкой. Для удобства обшивка визуально делится на несколько небольших квадратов, которые обрабатываются последовательно. Такой метод позволит отшлифовать полностью всю поверхность, не пропуская ни одного участка.

Шлифуют с равномерным нажимом на панели.

Не стоит долго затирать один и тот же участок.

Грунтование вагонки

Отшлифованные доски протираются от пыли. Кистью или пульверизатором на них наносится грунт. Особенно скрупулёзно грунтуются стыки. Грунтуют в один слой. Часто грунтование делают той же смесью, которой будут красить.

Покраска

Красят кистью или краскораспылителем. Основная поверхность обрабатывается средней кистью, труднодоступные места – узкой. Для прочности и долговечности покрытия слой краски должен быть минимальной толщины, но наносить его необходимо 2-3 раза по инструкции:

  • краска тщательно размешивается, отливается в небольшую пластиковую тару;
  • кисточка обмакивается до середины ворса;
  • инструмент прикладывается к вагонке, ведётся вдоль ровными мазками;
  • все мазки делаются в одном направлении, без прикосновения к уже обработанным участкам;
  • в проёмах и углах промазывают узкой кисточкой.

Покраска начинается с верхних участков, чтобы потёки не испортили окрашенную вагонку. После полной сушки первого слоя наносится следующий. Если вагонка сухая, красится только лицевая сторона, тыльная может оставаться необработанной.