Цвет мы видим в первую очередь, почти одновременно с формой объекта. При использовании того или иного цвета важно в каком цветовом окружении будет находиться новый элемент. Цветовые сочетания играют важную роль в визуальной коммуникации. По этой причине я решил уделить внимание цветовому кругу и цветовым сочетаниям.
Но прежде чем приступить к сочетаниям, сначала нужно разобраться с цветами как таковыми.
Первичные цвета(от англ. Primary Colors).
Сначала поговорим о первичных цветах. Красный цвет, как жёлтый и синий не могут быть получены комбинацией или смешением в отличии от других цветов спектра, которые являются производными. Это основные цвета, из которых путём смешения можно получить все остальные цвета радужного спектра.
Вторичные цвета(от англ. Secondary Colors).
Вторичные цвета получаются путём равномерного смешения основных цветов. Смешиваем красный с жёлтым и получаем оранжевый, жёлтый плюс синий — получаем зелёный, красный мешаем с синим и получаем фиолетовый.
Третичные цвета (от англ. Tertiary Colors).
Цвета получаемые путём смешения основных и вторичных цветов.
Так уж устроен человеческий орган зрения что наш мозг пытается уровнять все цвета, смешав их визуально в один цвет и получив в итоге серый цвет. Физиолог Эвальд Геринг доказал что нейтральный серый цвет несёт в себе визуальное равновесие.
Если долго смотреть на жёлтый квадрат, а потом закрыть глаза то мы увидим фиолетовый квадрат. Таким образом наш мозг компенсирует расход сил потраченных на восприятие данного цвета и подсознательно уравновешивает его дополняющим цветом.
Если смешать первичные цвета вместе то мы получим в итоге ахроматический цвет. Тот же результат будет если мы смешаем вторичные цвета или третичные. Стоит отметить что белый мы получаем в том случае если работаем с отражаемым (вещественным) цветом. Если же мы говорим об излучаемых (невещественных) цветах то при смешении они будут давать чёрный цвет.
Этот факт хорошо иллюстрируется в опытах проведённым Исааком Ньютоном при разложении дневного света на спектр. Для этого он использовал трёхгранную призму. В полученном спектре были все цвета кроме пурпурного.
Таким образом идеальным цветовым сочетанием будет цветовая палитра, которая при смешивании всех задействованных цветов будет давать серый цвет.
На основе данного утверждения мы получаем гармоничные цветовые палитры с которыми предлагаю ознакомиться ниже.
Дополняющие цвета (от англ. ComplementaryColors).
Цвета которые занимают противоположные положения в цветовом круге, называются дополняющими, по-другому комплементарными. Дополняющие цвета при слиянии образуют единый ахроматический, отсюда и название.
Это наиболее яркие и контрастные сочетания.
Аналогичные цвета (от англ. Analogous Colors).
Эти цвета находятся рядом на цветовом круге. Эти цвета образуют более тонкие и нюансные сочетания.
Триады (от англ. Triads).
Триадные цветовые сочетания позволяют добавить контраста и гармонизировать цветовую палитру.
Расщепленные дополняющие цвета (от англ. Split Complementary Colors).
В этом случае один из дополняющих цветов делится на два ближайших цвета.
Квадрат (от англ. Square Colors).
Цветовую схему с квадратной основой лучше использовать в случае если один цвет доминирует над остальными.
Прямоугольник (от англ. Tetradic Colors).
Немного отличается от квадрата, но в целом очень похожие цветовые схемы.
Конечно использовать данные цветовые сочетания нужно обдуманно. Кроме того используя лишь чистые цвета спектра тяжело будет добиться гармонии. Стоит выделять цвета при помощи тона и насыщенности, но подробнее об этом в других статьях блога.
Часто нам стоит оглянуться вокруг для того чтобы понять что такое гармония и как можно использовать цветовые сочетания.
Давайте начнем с одного взгляда на фото, которое мы взяли с сайта фотообоев, так как нас привлекло небо, окрашенное в цвет нашего логотипа.
Все ли здесь в порядке с сочетаемостью, вы поймете, прочитав этот материал до конца.
А пока давайте рассмотрим схему цветового круга:
По диаграмме видно, что отлично сочетаются:
- Полярные цвета
- Равноудаленные цвета
- Родственные оттенки
Но существует гораздо больше сочетаний цветов.
1. Монохроматические цвета. Это, наверное, самая простая и беспроигрышная схема. Выбираете любой цвет и используете любые его оттенки по яркости и насыщенности. На первом месте в таком случае оказывается работа с формой и контрастом, нежели с цветом как таковым. Идеально подходит для одиноких объектов.
2. Родственные цвета. В данном случае используются уже три цвета, но расположенные по соседству на круге. Приятно для глаз и часто наблюдается в природе. Выглядит более интересно и привлекательно, чем простая монохроматическая схема.
3. Триады цветов. Контрастная яркая схема из трех цветов, которые находятся на одинаковом расстоянии друг от друга на круге.
4. Противоположные цвета. Два цвета на противоположных сторонах круга. С помощью комплиментарной схемы подбора можно легко выделить один объект на фоне других. Как правило, один цвет получает гораздо больше площади изображения, а второй привлекает внимание.
5. Противоположные цвета с расщеплением. Более сложный вариант комплиментарной схемы, где вместо одного из цветов на противоположном конце берутся два по соседству. Получается более мягкое и разнообразное изображение.
6. Пара противоположных цветов. Схема, состоящая из двух комплиментарных, то есть противоположных пар. Может быть выполнена в виде квадрата (равноудаленные цвета) или прямоугольника. Рекомендуется один цвет выбирать в качестве доминирующего.
Как это применять в жизни?
Цветовой круг отлично работает во всех сферах, связанных с дизайном и творчеством. Но и в обычной жизни не раз помогало.
При выборе гардероба:
При обустройстве дома:
Но зачем это фотографу?
1. Во-первых, чтобы не только чувствовать, что с кадром что-то не то, но и понимать, что стоит изменить, чтобы стало хорошо.
2. Во-вторых, чтобы отличать теплые и холодные тона и грамотно их использовать при обработке для передачи настроения в кадре.
3. В-третьих, чтобы искать вдохновение и продвигать свое творчество в сервисах создания цветовых палитр.
Сервисы по поиску и созданию цветовых палитр
Подобрать готовые палитры по цвету или жанру можно в различных сервисах (кликайте по фото):
Создать палитру из своего фото тоже можно в различных сервисах (кликайте по картинкам):
Надеемся, что в дальнейшем Вы будете применять знания о цветовых сочетаниях в своем творчестве.
Р.S. Ах, да, чуть не забыли. Что думаете насчет первого фото?
На наш взгляд, цвета на фото вполне сочетаемы по принципу нюансной гармонии, ведь вот, к примеру, получился удачный снимок яблока с использованием этих цветов в качестве основных: мятное небо и зелень листьев.
В примере с фотообоями диссонанс вызывает сама обработка: нефритово-мятное фантастическое небо и вполне себе реалистичная вода и трава. В данном случае лучше было бы придерживаться реалистичных оттенков, ведь представленный на фото пейзаж не похож на долину хоббитов:)
Оригинал взят у
ljusdunkel в
2.4 Цветовой круг. Круги Ньютона, Гёте, Оствальда и Иттена
Цветовой круг — способ представления непрерывности цветовых переходов, а также модели HSB (англ. Hue, Saturation, Brightness — оттенок, насыщенность, яркость). Сектора круга окрашены в различные цветовые тона, размещенные в порядке расположения спектральных цветов, причем пурпурный цвет связывает крайние (красный и фиолетовый) цвета.
Это своеобразное мнемоническое правило, которое помогает ориентироваться в пространстве цветов, создавать нужный оттенок в любой цветовой модели. (Источник)
«Первая попытка привести видимые цвета в систему принадлежала Исааку Ньютону. Цветовая система Ньютона — цветовой круг, составленный из семи секторов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового.
Приемы смешения, которыми пользовался Ньютон, также не были безупречными. Но все законы оптического смешения были фактически предсказаны им. Он заметил и тот факт, что смешение фиолетового и красного цвета дает пурпурные цвета, которых нет в спектре. Таким образом, множество цветов оказалось не только непрерывным, но и замкнутым. Увидел Ньютон и то, что смешение не близких по спектру цветов всегда ведет к потере насыщенности, к подмеси белого (серого). Идея цветового круга была столько же естественным, сколько и удивительным следствием экспериментов гениального физика по смешению цветов, так же как идея самого смешения — естественным и удивительным следствием наблюдений над разложением солнечного луча.
По окружности цветового круга расположены непрерывно изменяющиеся но цветовому тону насыщенные цвета — спектральные и пурпурные. Против пурпурно-красного расположен зеленый цвет, против красного — сине-зеленый, против оранжевого — синий и против желтого — фиолетовый. На каждом радиусе расположены цвета одного цветового тона, непрерывно изменяющиеся по насыщенности от спектрального или пурпурного до белого, расположенного в центре круга. Изменение цвета по светлоте в цветовом круге не учитывается.
На цветовом круге легко наглядно показать три закона оптического смешения цветов. Согласно идее Ньютона, цвет смеси находится (по принципу центра тяжести) на прямой, соединяющей смешиваемые цвета, ближе к тому цвету, которого в смеси «больше».
Из книги Н.Н. Волкова «Цвет в живописи»
Позднее (конец XVIII в.) Гете построил свой цветовой круг. Его исследования расходились с позицией Ньютона. Последовательность цветов в цветовом круге Гете – не замкнутый спектр, как у Ньютона, а три пары цветов: три основных цвета (красный, желтый, синий), чередующихся с тремя дополнительными (оранжевый, зеленый, фиолетовый). Последние получаются путем попарного смешения рядом лежащих основных цветов. Гете считают родоначальником физиологической оптики и науки о психологическом воздействии цвета. (Источник)
«Вопросов цветовой гармонии касался также и теоретик цвета Вильгельм Оствальд. В своей книге об основах цвета он писал: «Опыт учит, что некоторые сочетания некоторых цветов приятны, другие неприятны или не вызывают эмоций. Возникает вопрос, что определяет это впечатление? На это можно ответить, что приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, т.е. порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон, можно бы было сформулировать так:
Гармония = Порядок.
Для того чтобы определить все возможные гармоничные сочетания, необходимо подыскать систему порядка, предусматривающую все их варианты. Чем этот порядок проще, тем более очевидной или само собой разумеющейся будет гармония. В основном мы нашли две системы, способные обеспечить этот порядок: цветовые круги, соединяющие цвета, обладающие одинаковой степенью яркости или затемнения, — и треугольники для цветов, представляющих смеси того или иного цвета с белым или чёрным. Цветовые круги позволяют определить гармоничные сочетания различных цветов, треугольники — гармонию цветов равнозначной цветовой тональности».
Когда Оствальд утверждает, что «… цвета, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными», то он высказывает чисто своё субъективное представление о гармонии. Но понятие цветовой гармонии должно быть перемещено из области субъективного отношения в область объективных законов. Когда Оствальд говорит: «Гармония = Порядок», предлагая в качестве системы порядка цветовые круги для различных цветов одинаковой яркости и цветотональные треугольники, он не учитывает физиологических законов остаточного изображения и симультанности.
Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он даёт систему расположения цветов. Так как художник-колорист работаете цветовыми пигментами, то и цветовой порядок круга должен быть построен согласно законам пигментарных цветовых смесей. Это значит, что диаметрально противоположные цвета должны быть дополнительными, т.е. дающими при смешивании серый цвет. Так, в моём цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов даёт нам серый цвет. В то время как в цветовом круге Оствальда синий цвет расположен против жёлтого, и их пигментарная смесь даёт зелёный. Это основное различие в построении означает, что цветовой круг Оствальда не может быть использован ни в живописи, ни в прикладных искусствах.
Определением гармонии закладывается фундамент гармоничной цветовой композиции. Для последней весьма важно количественное отношение цветов. На основании яркости основных цветов Гёте вывел следующую формулу их количественного соотношения:
жёлтый : красный : синий =3:6:8.»
Из книги И. Иттена «Искусство цвета»
Несмотря на то, что Иттен раскритиковал цветовой круг Оствальда, он широко применяется в наши дни.
В конце XIX в. В. Оствальд создал свой цветовой круг, который содержит двадцать четыре цвета. В цветовом круге представлены только хроматические цвета, здесь нет белых, серых и черных цветов.
Цвета, расположенные на круге напротив друг друга (на концах одного диаметра), называют дополнительными (комплиментарными). При смешении в определенной пропорции пара дополнительных цветов дает ахроматический цвет (черный для красок или белый для световых лучей).
Любые 3–4 цвета, расположенные на круге последовательно, называют близкими (смежными).
Если представить в цветовом круге равнобедренный треугольник, то цвета, которые окажутся на его вершинах, образуют триады. Триады – три цвета, равноотстоящие друг от друга на цветовом круге. (Источник)
Большой цветовой круг Оствальда применяется для образования гармоничных сочетаний из двух, трех, четырех цветовых тонов. Принцип пользования кругом аналогичен принципу пользования шестисекторным с помощью стрелок.
Цветовой круг Оствальда дает более полную возможность составить необходимые сочетания. Например: если в композиции имеется предмет с насыщенным цветом, то к нему можно подобрать другой предмет, цвет которого усилил бы ощущение насыщенности цвета первого.
Необходимо помнить, что с помощью фона можно усилить звучание композиции в целом, отдельных ее частей или предметов. Серый, черный и белый фон часто образует приятное сочетание, но белые предметы на светлом фоне пропадают. Бежевые цвета теряются на сером фоне. (Источник)
В свою очередь Иттен предложил свой 12-ти частный цветовой круг:
Вот как он сам поясняет принципы, на которых он создал свой круг:
«Для введения в систему цветового конструирования создадим двенадцатичастный цветовой круг, опираясь на
основные цвета —
жёлтый, красный и синий . Как известно, человек с нормальным зрением может определить красный цвет, не имеющий ни синеватого, ни желтоватого оттенка; жёлтый — не имеющий ни синеватого, ни красноватого тона, и синий, не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого оттенка. При этом, изучая каждый цвет, следует рассматривать его на нейтральном сером фоне.
Основные цвета должны быть определены с максимально возможной точностью.
Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы жёлтый был у вершины, красный справа внизу и синий — внизу слева. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три смешанных
цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов , и получаем, так разом,
цвета второго порядка :
жёлтый + красный = оранжевый
жёлтый + синий = зелёный
красный + синий = фиолетовый.
Все цвета второго порядка должны быть смешаны весьма тщательно. Они не должны склоняться ни к одному из своих компонентов. Запомните, что это нелёгкая задача — получить составные цвета посредством их смешения. Оранжевый цвет не должен быть ни слишком красным, ни слишком жёлтым, а фиолетовый — ни слишком красным и ни слишком синим. Затем на некотором расстоянии от первого круга мы чертим другой и делим полученное между ними кольцо на двенадцать равных частей, размещая основные и составные цвета по месту их расположения и оставляя при этом между каждыми двумя цветами пустой сектор. В эти пустые сектора вводим цвета третьего порядка, каждый из которых создаётся благодаря смешению цветов первого и второго порядка, и получаем:
жёлтый + оранжевый = жёлто-оранжевый
красный + оранжевый = красно-оранжевый
красный + фиолетовый = красно-фиолетовый
синий + фиолетовый = сине-фиолетовый
синий + зелёный = сине-зелёный
жёлтый + зелёный = жёлто-зелёный.
Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет своё неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре.
Исаак Ньютон в своё время получил этот замкнутый цветовой круг, в который он добавил к спектральным цветам отсутствующий пурпурный цвет, что усилило общую его конструктивность.
В нашем круге все двенадцать цветов имеют равные отрезки, поэтому цвета, занимающие диаметрально противоположные места по отношению друг другу, оказываются дополнительными.
Эта система даёт возможность мгновенно и точно представить себе все двенадцать цветов и легко расположить между ними все их вариации. Мне кажется, что для художников было бы пустой потерей времени заниматься составлением цветового круга из 24-х или 100 цветов. Да и какой же художник может без посторонней помощи отчётливо представить себе, например, 83 градацию цветового круга, разделенного на 100 частей?
Поскольку наши представления о цвете не отличаются особой точностью, обсуждать этот вопрос бесполезно. И необходимо просто видеть двенадцать цветов с той же определённостью, с какой музыкант слышит двенадцать тонов своей гаммы.
Делакруа прикрепил к одной из стен своей мастерской цветовой круг, на котором около каждого цвета были даны все сочетания, возможные сданным цветом. Импрессионисты, Сезанн, Ван Гог, Синьяк, Сера и другие художники ценили Делакруа как выдающегося колориста. И именно Делакруа, а не Сезанн, считается основателем конструирования произведений на основе логически объективных цветовых законов, позволяющих достичь тем самым более высокой степени порядка и правды.» (Источник)
В следующем посте разберем детально круг Иттена, продолжим изучение первичных, вторичных и третичных цветов.
to be continued…Офф. Уважаемая Трикутрис спрашивала, почему нельзя сочетать серый и бежевый, жирным шрифтом над картинкой с кругом Оствальда я выделила цитату Оствальда по данному вопросу.