Что такое цапонлак и для чего он нужен?

Цапонла́к (нем. Zaponlack) — прозрачный раствор нитроцеллюлозы в органическом растворителе, обычно в ацетоне, этилацетате или диэтиловом эфире (коллодий), используемый для покрытия металлических изделий, документов и тому подобного с целью предохранения их от воздействия агрессивной среды и маркировки. После высыхания (улетучивания растворителя) образует прочную, газо- и водонепроницаемую плёнку.

Для придания цвета в лак добавляют органические красители.

Начал применяться в конце XIX века для замены гораздо более дорогого шеллака, цапонлак хотя и уступал шеллаку в электроизоляционных свойствах и стойкости к атмосферным воздействиям, но был гораздо дешевле.

Применение цапонлака

Основное применение цапонлака в технике — покрытие им паяных оловянно-свинцовыми припоями электрических соединений. Полезность этого нанесения лака вызвана тем, что основная причина выходов из строя аппаратуры с навесным монтажом электронных элементов со временем — образование кольцевых микротрещин в месте пайки — холодная пайка — вследствие непропая — чем вызывают нарушение электрического контакта и повышают вероятность отказа аппаратуры от воздействия агрессивных компонентов воздуха (кислорода, сероводорода, водяных паров и других) вызывает со временем образование в трещинах плёнок плохо проводящих электрический ток оксидов и сульфидов олова и свинца. Это увеличивает электрическое сопротивление контакта вплоть до неприемлемой величины, что влечёт отказ устройства. Цапонлак, нанесённый на паяное соединение, образует на его поверхности прочную, эластичную плёнку, препятствующую проникновению агрессивных газов в трещины и развитию коррозии в них. Также используется, как маркер визуального контроля качества пайки — контролёр отмечает проверенные им пайки нанесением лака кисточкой. Для этой цели применяется разноцветный цапонлак, получаемый добавлением в раствор нитроцеллюлозы органических красителей.

Из-за низкой термостойкости ограниченное применение цапонлак имеет в светотехнике — им иногда окрашиваются стеклянные колбы маломощных ламп накаливания, например, в ёлочных электрических гирляндах.

Цапонлак применяется в изготовлении ёлочных и других украшений.

Применяется в технике для фиксации (стопорения) резьбовых соединений для предотвращения от самопроизвольного развинчивания при воздействии, например, вибраций.

Цапонлак применяется в энтомологии для нанесения цветных меток на крылья насекомых для изучения их миграций (смотри, например, Миграция чешуекрылых).

Герметизация и маркировка цапонлаком пуль патронов.

Цапонлак применяется в производстве боеприпасов: для герметизации соединений пули или снаряда, капсюлей с гильзой в оружейных патронах и унитарных артиллерийских выстрелах. Цапонлаком наносится цветовая маркировка на специальные виды боеприпасов: например, трассирующие патроны российского производства имеют зелёную маркировку конца пули нанесением цапонлака.

В 1920-е — начале 1930-х годов широко использовался для лакировки кузовов дорогих автомобилей.

Лак для ногтей

В начале XX века появилась мода на окрашивание ногтей цветным лаком (лак для ногтей) — вначале использовали тот же цапонлак, но более густой и более интенсивной окраски, иногда с добавлением чешуек перламутра, других блёсток. В наше время для этой цели используются лаки на основе других полимерных смол.

См. также

  • Коллодий

Примечания

Эта страница в последний раз была отредактирована 24 мая 2021 в 21:20.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Вопрос про лак «Цапон»
banderas111 Дата: Среда, 01.03.2017, 05:25 | Сообщение # 1

Группа: Мастера

Сообщений: 2261

Репутация:

24470

Награды:

Статус: Offline

Доброго времени суток. На форуме многие советуют пропитывать бумагу лаком «Цапон». Суммируя достаточное количество положительных отзывов, решил и я воспользоваться им. У себя в городе нашел только приведенный на фото. Немного смущает его желтоватый оттенок. Модельку приобрел оригинальную, и способ » попробуй, если что-то не получиться — распечатаешь по-новому» » — может не прокатить. Вопрос в следующем — пользовался кто-либо именно этим лаком для предварительным пропитки бумаги. И если да — придает ли он желтизну на готовом продукте ? Спасибо
Собрано: уже много чего. Всё можно посмотреть в моей визитной карточке
В процессе: пока на стопе….

Сообщение отредактировал banderas111 — Среда, 01.03.2017, 05:27

 
stell33 Дата: Среда, 01.03.2017, 05:41 | Сообщение # 2

Группа: Мастера

Сообщений: 571

Репутация:

1024

Награды:

Статус: Offline

Именно этот лак только и продаётся. Желтизну он не придаст — это он желтый при толщине бутылки, а при слое в долях миллиметра ничего не будет заметно. Только зачем им пропитывать оригинал?

Сообщение отредактировал stell33 — Среда, 01.03.2017, 05:43

 
археолог Дата: Среда, 01.03.2017, 05:51 | Сообщение # 3

Группа: Мастера

Сообщений: 1270

Репутация:

3610

Награды:

Статус: Offline

Большое значение имеет,какую именно модель вы собираетесь собирать.Лак меняет свойства бумаги,если в одном случае это благо,то в другом это зло.В отношении авиации не рекомендую.Техника,флот,где нет деталей с двойной кривизной только на пользу.
Цвет не меняет,краску от струйника на сканах не смывает.
 
stell33 Дата: Среда, 01.03.2017, 05:54 | Сообщение # 4

Группа: Мастера

Сообщений: 571

Репутация:

1024

Награды:

Статус: Offline

археолог, да, для авиации он не рекомендуется. Он чаще нужен для моделей «под покраску» и самопилов.
 
Eddy Дата: Среда, 01.03.2017, 06:02 | Сообщение # 5

Группа: Мастера

Сообщений: 2339

Репутация:

8296

Награды:

Статус: Offline

Я так вообще не рекомендую начинающим настолько заморачиваться и тратить время на подобные эксперименты и тем более тратить на это даже рубль
визитная карточка
МОЙ КАНАЛ
 
banderas111 Дата: Среда, 01.03.2017, 06:16 | Сообщение # 6

Группа: Мастера

Сообщений: 2261

Репутация:

24470

Награды:

Статус: Offline

Блин….. чет я запутался совсем ) до этого момента перерыл форум -вроде рекомендуют многие пропитку (не только для защиты уже готовой модели, но и для более упрощенного исправления ошибок в процессе изготовления оной ( нежелательные остатки клея на деталях и т.д.)). И клеить я собрался именно авиацию. Так что — не стоит заморачиваться «цапонированием » ?
Собрано: уже много чего. Всё можно посмотреть в моей визитной карточке
В процессе: пока на стопе….
 
stell33 Дата: Среда, 01.03.2017, 06:18 | Сообщение # 7

Группа: Мастера

Сообщений: 571

Репутация:

1024

Награды:

Статус: Offline

banderas111, не стоит. особенно на «оригиналах», где бумага не пойми какая.
 
banderas111 Дата: Среда, 01.03.2017, 06:21 | Сообщение # 8

Группа: Мастера

Сообщений: 2261

Репутация:

24470

Награды:

Статус: Offline

Цитата stell33

(

)

где бумага не пойми какая.

Вы имеете в виду, что в оригинала плохая бумага идет ????
Собрано: уже много чего. Всё можно посмотреть в моей визитной карточке
В процессе: пока на стопе….

 
Eddy Дата: Среда, 01.03.2017, 06:44 | Сообщение # 9

Группа: Мастера

Сообщений: 2339

Репутация:

8296

Награды:

Статус: Offline

banderas111, Да бывает и так не, удивляйся,меньше заморочек больше дела, просто настройся и садись клеить,открывай тему в мастерской,а там если где то что то не так,подскажем,поможем,научим…
визитная карточка
МОЙ КАНАЛ
 
banderas111 Дата: Среда, 01.03.2017, 06:59 | Сообщение # 10

Группа: Мастера

Сообщений: 2261

Репутация:

24470

Награды:

Статус: Offline

Eddy, спасибо за поддержку) . Просто предстоящая модель модель много для меня значит. Занимался моделизмом последний раз лет 15 назад. В основном это был пластик, но душа всегда лежала больше к бумаге. Однако тогда не было тех возможностей для бумажного моделирования (по крайней мере для меня), какие есть сейчас. Вот я и заморачиваюсь по всяким подготовительные вопросам ( может быть и слишком ) . Что же касается цапона — тут я руководство валяется мыслью о том, что будет, наверное очень обидно испортить общие впечатления от модели тупо из-за наличия нежелательно остатков клея на оной ( а они, я почему-то уверен, обязательно будут )
Собрано: уже много чего. Всё можно посмотреть в моей визитной карточке
В процессе: пока на стопе….

Сообщение отредактировал banderas111 — Среда, 01.03.2017, 07:24

 
kav1961 Дата: Среда, 01.03.2017, 07:11 | Сообщение # 11

Группа: Мастера

Сообщений: 1714

Репутация:

1479

Награды:

Статус: Offline

Цитата banderas111

(

)

Немного смущает его желтоватый оттенок.

Нет, такой не подойдет.

Нужен бесцветный, покупал на радиорынке вот такой.
Хочешь, чтобы получилось хорошо — сделай сам

 
banderas111 Дата: Среда, 01.03.2017, 07:20 | Сообщение # 12

Группа: Мастера

Сообщений: 2261

Репутация:

24470

Награды:

Статус: Offline

Цитата kav1961

(

)

Нет, такой не подойдет.
Нужен бесцветный, покупал на радиорынке

Цитата stell33

(

)

Именно этот лак только и продаётся. Желтизну он не придаст — это он желтый при толщине бутылки, а при слое в долях миллиметра ничего не будет заметно

Ну вот ). И кто теперь прав ?)
Собрано: уже много чего. Всё можно посмотреть в моей визитной карточке
В процессе: пока на стопе….

Сообщение отредактировал banderas111 — Среда, 01.03.2017, 07:24

 
орк Дата: Среда, 01.03.2017, 13:51 | Сообщение # 13

Группа: Мастера

Сообщений: 418

Репутация:

434

Награды:

Статус: Offline

Ничего не цапоню и не жжужу. Тем более оригинал. Там типографская краска, устойчивая и к свету, и к воде, и к клеям. Вот ежели клеить старый рассохшийся Моделяж, то да, его лучше предварительно пропитать либо лаком, либо разведенным клеем ПВА. И бумага не будет заламываться по волокнам , и краска отслаиваться на сгибах. А все прочие-от лукавого
 
x120 Дата: Среда, 01.03.2017, 16:05 | Сообщение # 14

Группа: Разработчики

Сообщений: 704

Репутация:

694

Награды:

Статус: Offline

banderas111, вопрос необходимости использования лака = вопросу какой основной клей использовать. Вы сами должны попробовать и решить в процессе сборок нужен лак или нет.
А по пузі лазять воші є худі, а є хороші

Вчера: Mi-24 Hind, AH-64A, Su-47, Slave/Раб проект открыт, B-WING Starfigter

Сегодня: F-117A

 
Александр1978 Дата: Среда, 01.03.2017, 16:20 | Сообщение # 15

Группа: Мастера

Сообщений: 1664

Репутация:

3475

Награды:

Статус: Offline

Наличие лака автомобильного 2 к,ЗАМЕТНО упростит вам жизнь в плане устранения клеевых и красочных косяков на модели,а бумага В РАЗЫ лучще формуется для авиации ,Посмотрите мои работы ,все выкройки были покрыта 2 к автолаком .Пыль без проблем стирается с моделей даже 646 растворителем ,не говоря про воду проверено

p s удачи в начинаниях если есть доступ к покрасочному оборудованию и 2 к автолаку очень советую,

Бумага покрытая цапоном скорее всего поведет себя абсолютно по другому поэтому советовать не буду
готово: много чего
в процессе: еще больше
ушел в пластик авто в 24, похоже на долго

Сообщение отредактировал Александр1978 — Среда, 01.03.2017, 16:20

 

Цапонла́к (нем. Zaponlack) — прозрачный раствор нитроцеллюлозы в органическом растворителе, обычно в ацетоне, этилацетате или диэтиловом эфире (коллодий), используемый для покрытия металлических изделий, документов и т. п. с целью предохранения их от воздействия агрессивной среды и маркировки. После высыхания (улетучивания растворителя) образует прочную, газо- и водонепроницаемую плёнку.

Для придания цвета в лак добавляют органические красители.

Начал применяться в конце XIX века для замены гораздо более дорогого шеллака, цапонлак хотя и уступал шеллаку в электроизоляционных свойствах и стойкости к атмосферным воздействиям, но был гораздо дешевле.

Применение цапонлака

Основное применение цапонлака в технике — покрытие им паяных оловянно-свинцовыми припоями электрических соединений. Полезность этого нанесения лака вызвана тем, что основная причина выходов из строя аппаратуры с навесным монтажом электронных элементов со временем — образование кольцевых микротрещин в месте пайки — холодная пайка — вследствие непропая — чем вызывают нарушение электрического контакта и повышают вероятность отказа аппаратуры от воздействия агрессивных компонентов воздуха (кислорода, сероводорода, водяных паров и др.) вызывает со временем образование в трещинах плёнок плохо проводящих электрический ток оксидов и сульфидов олова и свинца. Это увеличивает электрическое сопротивление контакта вплоть до его увеличения до неприемлемой величины, что влечёт отказ устройства. Цапонлак, нанесенный на паяное соединение, образует на его поверхности прочную, эластичную плёнку, препятствующую проникновению агрессивных газов в трещины и развитию коррозии в них. Также используется как маркер визуального контроля качества пайки — контролёр отмечает проверенные им пайки нанесением лака кисточкой. Для этой цели применяется разноцветный цапонлак, получаемый добавлением в раствор нитроцеллюлозы органических красителей.

Из-за низкой термостойкости ограниченное применение цапонлак имеет в светотехнике — им иногда окрашиваются стеклянные колбы маломощных ламп накаливания, например, в елочных электрических гирляндах.

Цапонлак применяется в изготовлении ёлочных и других украшений.

Применяется в технике для фиксации (стопорения) резьбовых соединений для предотвращения от самопроизвольного развинчивания при воздействии, например, вибраций.

Цапонлак применяется в энтомологии для нанесения цветных меток на крылья насекомых для изучения их миграций (см., например, Миграция чешуекрылых).

Герметизация и маркировка цапонлаком пуль патронов.

Цапонлак применяется в производстве боеприпасов: для герметизации соединений пули или снаряда, капсюлей с гильзой в оружейных патронах и унитарных артиллерийских выстрелах. Цапонлаком наносится цветовая маркировка на специальные виды боеприпасов: например, трассирующие патроны российского производства имеют зелёную маркировку конца пули нанесением цапонлака.

В своё время (1920-е — начало 1930-х годов) широко использовался для лакировки кузовов дорогих автомобилей.

Лак для ногтей

В начале XX века появилась мода на окрашивание ногтей цветным лаком (лак для ногтей) — вначале использовали тот же цапонлак, но более густой и более интенсивной окраски, иногда с добавлением чешуек перламутра, других блёсток. В наше время для этой цели используются лаки на основе других полимерных смол.

См. также

  • Коллодий

Примечания