Хотите знать все о красках?

Начнем с того, что я дописала этот пост до конца и случайно вышла с сайта, и всё удалилось — отличное начало, как по мне

И так сначала

Первой моей краской, не считая хны, была

Estel deluxe 7.44

на 6% оксиде, единственное что мне в ней понравилось — это цвет

Волосы испортились, цвет вымылся через неделю, но что-то мне подсказывает, что виновата не только краска, а полное отсутствие ухода и дерзкий дешевый шампунь)

Так же я пробовала Estel deluxe 8.44 на 6% оксиде, сразу после смывки.

Цвет вышел апельсиново-рыжий и яркий, но смылся он просто мгновенно и стал жёлтым.

Я тонировала волосы уже на 3 день после окрашивания, чтоб избавиться от ужасного оттенка.

Вот сразу после окрашивания

Это со временем

Потом я долгое время пользовалась Loreal mango

Цвет получался насыщенный рыжий, мне он очень нравился

Минус краски был в том, что она плохо прокрашивала корни, их нужно было бы осветлять перед покраской, чтоб получить яркий цвет, это я поняла, когда отросли волосы со смывкой, и смывалась эта краска очень быстро ((

Потом я начала пробовать безаммиачные краски, первой была Garnier olia

Я переживала, что она не закрасит корни, но зря, всё получилось

Цвет на солнце

Я выбрала эту краску, чтобы быть красиво рыжей на свадьбе сестры

В целом краска качество волос не испортила, но смылась быстро и ушла в желтизну

Вторая безаммиачная это Loreal casting creme gloss

Краска понравилась, корни закрасила и цвет был неплохой но быстро смылся

Дальше я решила красить волосы на 3% оксиде

Estel deluxe sence 7.44

Цвет держался дольше но мне не понравилось то что он был бордовым, с красным отливом

Потом я решила красить волосы той же краской, что и моя мама — Kallos 7.44 на 6% оксиде

Спустя неделю цвет вымылся и наконец то приблизился к тому что я хотела

Цвет на солнце

Не понравилась краснота в цвете и я искала дальше

Следующей была краска Farmavita 7.44 на 3% оксиде

Результат окрашивания

Эти фото сделаны в один день, но цвет в комнате был красно-бордовым, а на улице рыжим, мне не нравится, когда нужно ждать неделю, чтобы всё это смылось в рыжий, поэтому я решила попробовать другой оттенок

Фармавиты 7.46 на 3% оксиде

И это и есть цвет, который я так долго искала

Вот как вымывается цвет спустя полтора месяца

Меня это устраивает, нет нежелательных оттенков

Какой вывод я сделала?

Если вы не седая, то красьте волосы на 3% оксиде, цвет дольше держится, медленнее смывается и качество волос не портится.

И краску нужно брать проф только потому, что можно подобрать 3% оксид.

Еще я хочу попробовать рыжие оттенки фирмы Kaaral, говорят они более стойкие.

Мария Палагина

начинающий художник

Профиль автора

Я рисую минимум 10 часов в неделю, участвую в конкурсах и продаю свои картины.

В рисовании каждый сможет найти себе направление по характеру и под настроение. Есть экспрессивные техники, где надо разливать яркую краску во все стороны. Есть медитативные — для любителей кропотливой работы. Можно создать арт-объект за час, а можно работать над картиной месяцами и получать от этого удовольствие.

В статье расскажу, как я училась рисовать, какие инструменты и материалы понадобятся на старте и сколько придется на них потратить.

Одна из первых моих зарисовок, 2015 год Так я рисовала в 2018 году, после обучения Так я рисую сейчасКак начать рисовать

Купите картину по номерам. Это аналог детских раскрасок: холст или картон с готовой разметкой, по которой наносят краски. Все необходимые материалы обычно есть в наборе — дополнительно ничего покупать не нужно.

Такие картины подходят новичкам: не нужно разбираться в многообразии художественных материалов и сразу тратить на новое хобби много денег, при этом в результате обязательно получится красивая картина и не пострадает мотивация заниматься дальше. Я начинала рисовать именно с таких картин.

Цена набора для рисования по номерам — 500—1500 Р. Но обратите внимание на сложность картины, то есть на количество маленьких деталей на ней: чем их больше, тем сложнее ее раскрашивать. На упаковке сложность обычно указана по пятибалльной шкале:

  • 1—2 — картина для детей;
  • 3 — простая картина;
  • 4 — средняя;
  • 5 — сложная.

Я не смогла закончить картину со сложностью 5: очень уставали глаза. Поэтому рекомендую начинать с картин со сложностью 3 или 4.

Также обращайте внимание на состояние красок: баночки не должны быть приоткрытыми, а краска — засохшей.

Конечно, раскраска по номерам и создание собственной картины — разные вещи. Но она помогает понять, нравится ли вам процесс рисования и краски в целом, или стоит попробовать что-то другое.

Так выглядит процесс рисования картины по номерам. Каждое число — это определенный цвет. Числа есть на холсте и на баночках краски

Сходите на мастер-класс в художественную студию. На занятии в студии можно попробовать масло, акрил, пастель, акварель — я расскажу об этих материалах дальше. Вы унесете домой готовый рисунок и поймете, нравится вам какой-то из материалов или нет. При этом не нужно ничего покупать, надо только заплатить за само занятие. В группе обычно 5—10 учеников и 1—2 преподавателя.

Бывают мастер-классы по рисованию конкретной картины — когда вся группа рисует один и тот же сюжет. Но я не рекомендую такие для старта, потому что начинаешь невольно сравнивать себя с другими учениками, а опыт у всех разный.

Более приятный вариант — занятие, где рисуют конкретным материалом. Например, мы с подругами ходили на мастер-класс по сухой пастели. На таком занятии всем на выбор дают разные референсы — картинки, по которым вы рисуете свою работу. Это может быть фото или чужой рисунок. То есть у каждого участника мастер-класса получится своя картина.

Еще бывают классы по конкретной технике. Например, я ходила на мастер-класс «Акварельный стимпанк». Это формат для более опытных художников, которые хотят попробовать что-то новое, освоить непривычную технику или получить знания от конкретного мастера.

В Москве много студий, где проходят художественные мастер-классы. Найти их можно в «Инстаграме» или просто по запросу «арт-студия Москва» в поисковике. Я ходила в Artshock и My Art Land.

Выбирая студию, внимательно читайте отзывы: она должна быть светлой, с устойчивыми столами и позитивными преподавателями.

Стоимость мастер-класса в Москве — 2500—5000 Р.

Таня рисовала сухой пастелью первый раз в жизни, и вот что у нее получилось Мой результат с мастер-класса «Акварельный стимпанк». На занятии у всех участников получились разные рыбы в этой технике

Для онлайн-мастер-классов придется купить материалы самому, но организаторы дадут список необходимого и посоветуют, где что заказать. Это важно, чтобы не накупить много ненужного.

Онлайн-класс обычно проходит в «Зуме». Минус такого формата — не всегда удается пообщаться с преподавателем голосом, в целом контроля от него намного меньше.

Итоговая стоимость онлайн-занятия примерно такая же, как у живого мастер-класса. Билет будет дешевле — 1000—2000 Р, но разницу придется потратить на материалы. С другой стороны, все излишки останутся у вас, можно будет потом ими пользоваться.

Я участвовала в онлайн-мастер-классе «Интерьерная живопись с поталью», но для первого раза советую все-таки выбирать более простой материал, например акрил или пастель.

Поталь — это тонкая художественная фольга, которую накладывают на рисунок

Еще один вариант онлайн-старта — это вебинары. Они бывают бесплатными и проводятся крупными школами рисования, такими как Школа Вероники Калачевой и «Художник-онлайн». В формате вебинара обычно рассказывают какие-то базовые вещи о материале и показывают, как нарисовать конкретную картинку. Обратной связи от преподавателя нет, хотя иногда можно задавать вопросы в чате.

Список нужных материалов публикуется за несколько дней до такого вебинара. Но очень часто это дорогие марки без информации об аналогах.

Процесс наложения потали — художественной фольги

Арт-вечеринки — еще один вариант мастер-классов. Углубленных сведений о техниках живописи на них ждать не стоит, зато атмосфера более расслабленная, можно приятно провести время. Часто арт-вечеринки проходят не в художественных студиях, а в кафе и ресторанах, где картины пишут с бокалом вина или шампанского. Бывают мероприятия для пар, праздники для компаний.

Вечеринки по расписанию в Москве стоят 2000—5000 Р с человека. В стоимость входит все необходимое для создания картины, а также чай или бокал вина. Найти можно в поисковике по запросу «арт-вечеринки Москва».

Я ходила с семьей на новогоднюю вечеринку в Нижнем Новгороде. Мы нарисовали зимние картины, поймали праздничное настроение и отлично провели время

Онлайн-мероприятия. В социальных сетях, особенно в «Инстаграме», развито сообщество художников и постоянно проходят какие-то онлайн-мероприятия. Их можно найти в аккаунтах онлайн-магазинов, художественных школ и просто по хэштегу #ярисую.

Я люблю участвовать в марафонах — это когда много людей рисует несколько сюжетов, объединенных одной темой. Например, в марте 2020 года я поучаствовала в марафоне о цветах. На таких мероприятиях можно выиграть призы, но главное — легко найти единомышленников и поддержку.

Кроме марафонов бывают разнообразные челленджи, например «Рисование каждый день» или «Рисование на стаканчиках из-под кофе». Это весело и полезно: можно набить руку и натренировать насмотренность на работах других людей.

Для таких мероприятий нужно иметь свои материалы, но организаторы, как правило, рассказывают, как их подобрать и где купить.

Где учиться рисовать

Чтобы рисовать более профессионально, нужно учиться. Для этого можно ходить к преподавателю в художественную студию или школу, а можно заниматься онлайн.

В художественных студиях и школах сейчас учат не только детей, но и взрослых — любого возраста и уровня подготовки. Можно выбрать программу на несколько месяцев или просто заниматься с преподавателем. Есть академическое обучение с нуля или обучение определенным техникам живописи и материалам.

Офлайн-курс по одной теме в среднем стоит около 25 тысяч рублей, но есть курсы и гораздо дороже. Например, я сейчас присматриваюсь к курсу по изобразительному искусству от Британской школы дизайна, но пока не решаюсь из-за высокой цены: 110 000 Р за пять с половиной месяцев занятий.

Онлайн-курсы бывают с обратной связью от преподавателя или без нее. Первые стоят дороже и сжаты по времени. То есть вам придется пройти все модули обучения до определенной даты. Курсы без обратной связи обычно можно купить на 3, 6, 12 месяцев, а иногда и навсегда.

Стоимость курсов очень разная и зависит от школы, преподавателя, формата, количества часов и конкретного курса. Например, я покупала курс цифровой иллюстрации с обратной связью за 12 990 Р. Это был месяц очень интенсивного, качественного и полезного обучения. Похожий курс без обратной связи с доступом на 3 месяца стоит 7900 Р. Есть более дешевые варианты с похожей программой, например за 6800 Р, но от маленьких школ.

На курсах почти всегда можно сэкономить: часто бывают сезонные и праздничные скидки. Например, в последний день 2019 года мне удалось купить онлайн-курс по акварели со скидкой 50% — за 3900 Р.

Выбирая курс, класс или интенсив, читайте отзывы. Только положительные или односложные — плохой признак. Стоит насторожиться, если у преподавателя нет в социальных сетях никаких работ и информации о квалификации. Избегайте преподавателей, которые настаивают на том, что проходить курс можно только с дорогими материалами определенной фирмы: хороший специалист всегда предложит несколько вариантов и объяснит, как правильно подобрать материалы из аналогов.

Две самые крупные русскоязычные онлайн-школы — Школа Вероники Калачевой и «Художник-онлайн». Новичкам я рекомендую учиться именно там: у больших школ отлаженный процесс обучения и, как правило, выше качество курсов.

Также у крупных школ бывают бесплатные мероприятия — конкурсы, марафоны, мини-курсы, дни открытых дверей. На них можно познакомиться с преподавателем и понять, точно ли стоит тратить деньги на его курс, а также заработать бонусы. Например, я участвовала в конкурсе «Ирония зимы» от Школы Вероники Калачевой, заняла второе место и купила курс по иллюстрации за 3000 Р вместо 17 000 Р.

Еще есть набирающий популярность «Лекторум», но я им пока не пользовалась. Также есть множество частных курсов и небольших школ. Но в них я часто встречала проблемы с обратной связью, некачественные видеоматериалы и неграмотных преподавателей. Например, иногда по видео сложно понять технику рисования, а преподаватель не может объяснить словами, что именно он делает. Поэтому я считаю, что в маленькие школы нужно идти только к определенному преподавателю, который вас заинтересовал.

Мой сертификат скетчера от школы Imagination. Сертификат красивый, а вот само обучение было не очень. Скетчинг от Школы Калачевой оказался намного полезнееКакими материалами можно рисовать

Материалов в художественном мире много, и работать с ними нужно по-разному. Разные материалы вызывают совершенно разные ощущения. Вы можете, например, не получить никакого удовольствия от маркеров, но влюбиться в масляные краски. Или наоборот. Поэтому стоит искать материал и стиль, которые будут приносить удовольствие именно вам.

Дальше я расскажу о материалах, с которыми можно работать в квартире, без специальной мастерской. Для каждой техники придется купить необходимый минимум материалов, без которого невозможно начать. Многие инструменты можно использовать в разных техниках рисования.

Это мой ящик с художественными материалами. Таких у меня два — и постоянно хочется купить что-то новое. Но новичкам лучше не поддаваться этому желанию и не покупать сразу много профессиональных материалов. Начинайте с небольших наборов того, что вам точно понадобитсяАкриловые краски

Акриловые краски — мой любимый материал. Они почти не пахнут и растворяются водой. Для меня это важно, потому что я рисую дома, прямо в комнате, и разбрызгиваю краску везде. Акрил легко смыть, главное — успеть до полного высыхания, потому что после него краска становится устойчивой к воздействию воды. Хотя с твердых поверхностей, например стола или пола, акрил все равно хорошо отмывается.

Проспект, на котором я живу, написанный акрилом Эта картина не совсем готова: сверху на нее я наложу художественную фольгу

Акриловые краски универсальные: можно рисовать густо, чтобы был рельефный мазок, а можно — тонкими слоями, чтобы получались красивые переходы.

Акрил быстро сохнет, иногда слой краски может полностью высохнуть за 20—30 минут. Это удобно, потому что не теряется вдохновение: можно попить чаю и продолжать рисовать. А для специфических техник есть специальные растворы, которые увеличивают время застывания краски.

Минус акрила — при высыхании краска немного темнеет. Это затрудняет работу над большими картинами: становится сложно смешивать такие же цвета, как на застывших слоях картины.

Акриловые краски продаются в отдельных тюбиках, или тубах, и в наборах туб. Для начала понадобятся базовые цвета — белый, черный, желтый, красный и синий. Я еще покупаю зеленый, потому что часто его использую и ленюсь постоянно смешивать.

Редкие оттенки, например изумрудный или персиковый, сразу покупать не стоит: большинство можно смешать. Чтобы понять, какие цвета получатся при смешивании, воспользуйтесь специальной таблицей и почитайте про цветовой круг.

Почти все цвета на этой работе смешаны самостоятельно из основных — красного, синего и желтого

Новичку подойдут краски фирмы «Ладога» или «Сонет». «Мастер-класс» тоже подходит, но некоторые цвета у них попадаются очень густые. Обычно это синие оттенки, например кобальт. Густую краску сложнее смешивать, и ей тяжело покрывать большую площадь картины.

Туба «Мастер-класса» объемом 46 мл стоит 200—280 Р. Такая же «Ладога» — 160—200 Р. «Сонет» выпускают в тубах по 75 мл, стоят они 160—200 Р.

Краску в наборах покупать выгоднее, но в этом случае нельзя выбрать понравившиеся оттенки. Набор «Мастер-класса» из 8 цветов в тубах по 18 мл стоит около 1100 Р. Такой же набор «Ладоги» — 800 Р. У «Сонета» можно найти набор из 12 цветов за 700 Р. Еще мне нравится линейка Amsterdam от Royal Talens, набор стоит около 1200 Р.

1200 Р

стоит набор акриловых красок от Royal Talens

Я покупаю акриловую краску в тубах поштучно. Постоянно использую розовые и синие оттенки, поэтому они быстро кончаются

Поверхность для рисования. Акрилом можно рисовать почти на чем угодно: на бумаге, картоне, холсте и даже на одежде или гладких морских камнях.

Грунтованный картон или холст на картоне — недорогие и подходящие новичку варианты. Можно рисовать и на плотном листе бумаги, но это не очень удобно: лист будет набирать воду и искривляться.

Грунтованный картон — это плотный картон, обработанный специальным грунтом, как стены квартиры перед покраской

Холсты бывают из разных тканей, разной плотности и зернистости. Лучшая ткань — лен, но для старта подойдет и хлопок, и смесовая ткань. Плотность и зернистость лучше попробовать разную — какая вам больше понравится. Мне нравятся крупнозернистые холсты: с них медленнее стекает краска.

Средняя стоимость холста размером 20 × 30 см — 100 Р. Холст на подрамнике дороже, около 300 Р, зато к нему не нужна рама — можно покрасить торец и сразу вешать картину. Главное, чтобы холст был как можно сильнее натянут на подрамник.

Лист грунтованного картона 20 × 25 см стоит около 50 Р. Иногда я беру любые картонки, которые есть дома, и сама грунтую их. Банка акрилового грунта объемом 250 мл стоит около 300 Р, мне ее хватает примерно на 7 картонок формата А3. Обычно я накладываю 2—3 слоя грунта.

Кисти бывают разного размера, формы и из разных материалов. Для акрила подойдут кисти из синтетики и щетины. Синтетика мягкая и нужна для прорисовки картины, щетина плотная и подходит для создания тона и смешивания красок на холсте.

Кисти должны быть соразмерны холсту — чем больше холст, тем больше кисти, которые вы используете. Диаметр круглой кисти и ширину плоской можно узнать по номеру на ручке. Если я пишу картину 40 × 50 см, то использую в основном крупные кисти — шириной 2—5 см. Если картина формата А4, то самая крупная кисть — № 20, то есть шириной 20 мм.

Номер кисти — это число, указанное на ручке. Для круглых кистей это диаметр рабочей части в миллиметрах, для плоских — ширина рабочей части

На старте я рекомендую купить пару плоских кистей — щетину побольше и синтетику поменьше, например №&nbsp 40 и 25. И пару круглых синтетических кистей — среднюю, № 8, и совсем тонкую, например № 2 или 1. Можно начать с фирмы «Сонет».

Стоимость каждой кисти — 100—400 Р, зависит от ширины. Кисти из щетины можно покупать в строительных магазинах, но перед покупкой проверяйте, чтобы из них не выпадали щетинки.

Палитра для красок — это деревянная или пластиковая поверхность, на которой выкладывают и смешивают краски. Специальную художественную палитру можно заменить гладкой пластиковой разделочной доской или одноразовой посудой. Стоимость маленькой палитры — около 350 Р.

В руках у меня большая плоская пластиковая палитра. Такая подходит для масляных и акриловых красок. Покупала ее за 1000 Р

Вода и банка для нее, никаких специальных разбавителей и растворителей для акрила не нужно. В магазинах можно найти замедлитель высыхания и разбавитель, но это дополнительные инструменты — на старте можно рисовать без них. Разбавитель стоит около 100 Р, а замедлитель — около 200 Р.

Мольберт нужен, чтобы держать картину вертикально. Первые картины я рисовала просто на диване, держа холст в руке, но это очень неудобно.

Мольберты бывают настольные и напольные. Напольные хороши для крупных и тяжелых картин — формата А2 и больше. Настольные подойдут для работ поменьше, особенно если рисовать на картоне. Чтобы сэкономить, вместо настольного мольберта можно использовать подставку для книг.

При выборе мольберта или подставки обращайте внимание на устойчивость и прочность конструкции: ничто не должно болтаться, детали должны быть жесткими. Стоимость прочных настольных мольбертов начинается от 800 Р, напольных — от 1500 Р, подставку можно купить за 150—500 Р.

1500 Р

стоит напольный мольберт

Еще понадобится тряпка для промакивания кисти.

Стартовый набор для рисования акрилом — 2950 Р

Набор акриловых красок 1200 Р
Настольный мольберт 800 Р
4 кисти: 3 синтетики и 1 щетина 400 Р
Палитра 350 Р
2 холста 200 Р

Набор акриловых красок

1200 Р

Настольный мольберт

800 Р

4 кисти: 3 синтетики и 1 щетина

400 Р

У меня сейчас напольный мольберт, чтобы разгрузить спину после сидячей работы. Ему уже много лет, он пережил переезд и две починки. Сейчас такой стоит 5300 РМасляные краски

Масляные краски — это краски на основе масла, которые не растворяются водой. Ими чаще всего рисуют профессиональные художники. Они очень долговечные и подходят для разных техник: например, ими можно рисовать густо или прозрачно, кистями или мастихином.

Это мастихин — специальная лопатка для рисования, похожая на маленький строительный шпатель

Масляные краски долго сохнут, поэтому можно не торопиться при создании картины. Но именно по этой причине я маслом дома не рисую: за время высыхания на картину налипает кошачья шерсть. Зато можно долго доводить картину до совершенства и исправлять неточности. Еще масло отлично смешивается, поэтому можно даже с минимальным набором цветов получить много разных оттенков.

Минус масляных красок — они оттираются только специальным растворителем. Поэтому дома есть риск заляпать пол, стены, одежду и сантехнику, в которой вы будете мыть кисти и себя. Также масло специфически и довольно резко пахнет, от этого запаха в маленьком помещении может разболеться голова.

Масляные краски, как и акрил, выпускают в тубах. Будьте внимательны и не перепутайте тюбики: я как-то пошла в магазин без очков и купила три тубы масла вместо акрила.

Для начала достаточно купить базовые цвета — белый, черный, желтый, красный и синий. На старте можно попробовать краски «Ладога» или «Мастер-класс». Набор из 8 цветов по 18 мл стоит около 1500 Р, а отдельные тюбики по 46 мл — 200—700 Р. Тубы по 46 мл встречаются в магазинах чаще всего, такого объема хватает на несколько картин. Но не забывайте плотно завинчивать крышку тюбика, чтобы краска не засохла.

Так выглядят тубы с масляной краской Масляные и акриловые краски продают в похожих тубах — не перепутайте. Слева — масло, справа — акрил

Холст или грунтованный картон подойдут такие же, как для акрила. На обычном бумажном листе рисовать маслом не получится: краска пропитает лист и картина испортится.

Кисти и палитра тоже подойдут такие же, как для акрила. Можно взять пару плоских кистей № 20—40, пару круглых кистей № 6—10 и одну тонкую кисточку, например № 1. Главное — каждый раз тщательно их отмывать, потому что масляные краски глубоко въедаются в поверхности.

Натюрморт маслом и палитра с красками. Автор — Наталья Козина Масляные краски почти не оттираются от поверхностей после высыхания. Вот пример: верхнюю палитру не помыли вовремя, теперь масляные пятна уже ничем не соскоблить. Нижнюю палитру мыли после каждого сеанса рисования

Специальный разбавитель, или растворитель, нужен, потому что масло не растворяется водой. Кисть макают в разбавитель, затем смешивают с краской до нужной консистенции.

Универсальный разбавитель — «тройник». В его состав обычно входит:

  1. Льняное масло — чем больше, тем дольше сохнет картина.
  2. Даммарный лак — увеличивает скорость высыхания.
  3. Уайт-спирит — делает краски более жидкими.

Стоимость банки разбавителя — около 250 Р. Также понадобится специальная масленка или банка, куда наливать разбавитель. Масленки стоят около 200 Р.

Разбавитель, даммарный лак и льняное масло. На старте можно покупать готовый «тройник», но со временем вы научитесь смешивать его самостоятельно А так выглядит специальная масленка для масляных красок. Такой удобно пользоваться, потому что она надежно крепится к палитре и плотно закрывается — можно хранить в ней остатки разбавителя

Все для чистоты. Масло трудно отстирывается, поэтому нужно быть аккуратным при рисовании и заранее приготовить:

  1. Тряпочки или влажные салфетки — промакивать кисть, вытирать руки.
  2. Уайт-спирит — чистить кисть между разными красками и по окончании работ.
  3. Хозяйственное мыло — мыть кисти после рисования.

Все это можно купить в хозяйственном или строительном магазине, весь набор будет стоить примерно 300 Р.

Мастихин можно купить дополнительно. Им удобно смешивать краску и можно рисовать рельефные работы.

Мастихины бывают разных форм и размеров. Я пользуюсь металлическим мастихином с деревянной ручкой, у него лопатка грушевидной формы длиной 5 см. Таким удобно и рисовать, и смешивать краску. Новичку он тоже подойдет.

Мастихины стоят 150—1000 Р. Цена зависит от места покупки, материалов и производителя. При выборе обратите внимание на ручку: она должна быть гладкой и удобной именно вашей руке. Еще важна жесткость металлической части: лопатка не должна сильно гнуться или шататься.

Стартовый набор для масляной живописи — 3900 Р

Набор красок 1500 Р
Настольный мольберт 800 Р
4 кисти: 3 синтетики и 1 щетина 400 Р
Палитра 350 Р
2 холста на картоне 300 Р
Влажные салфетки, уайт-спирит и хозяйственное мыло 300 Р
Разбавитель 250 Р

Настольный мольберт

800 Р

4 кисти: 3 синтетики и 1 щетина

400 Р

2 холста на картоне

300 Р

Влажные салфетки, уайт-спирит и хозяйственное мыло

300 Р

Акварель

Акварельные краски — это краски на основе водорастворимого клея. То, что ими рисуют только дети, — заблуждение: это сложный и требовательный материал, которым можно создавать настоящие шедевры.

По-английски акварель называется watercolour — дословно «водяная краска». Суть рисования акварелью в том, что художник мочит бумагу в нужных местах и пускает краску растекаться в нужном направлении. Поэтому рисовать акварелью нужно быстро. Также акварель требует точности и выдержки, потому что она прозрачная — перекрыть цвет полностью практически невозможно, то есть нельзя исправить ошибки.

Акварельные работы получаются нежными и непохожими друг на друга, ведь невозможно полностью управлять влагой на листе. А еще акварель хорошо сочетается с другими материалами, поэтому ее часто применяют в скетчинге.

Скетчинг — создание быстрых зарисовок из жизни: что вижу, то и рисую

Акварельная краска продается в тюбиках и кюветах — это маленькие пластиковые ванночки. Для начала я рекомендую купить набор кювет: так будет меньше расход краски.

Я начинала с набора из 24 цветов от фирмы «Гамма», он стоил 500 Р. Но это не самый удачный вариант: чем дешевле акварель, тем она тусклее. Так что лучше приобрести какой-то ученический набор, например 24 цвета от «Невской палитры». Стоит такой примерно 1800 Р. Потом к набору можно докупать цвета по отдельности.

1800 Р

стоит набор из 24 акварельных красок от «Невской палитры»

Это акварельные краски в кюветах и тюбиках. В кюветах расход краски меньше, но сами цвета сложнее смешивать, потому что они сухие и сложно набираются на кисть

На акварельной бумаге нельзя экономить: на неподходящей краска будет расползаться в кляксу. Плотность должна быть не ниже 180 мг/м² — она указана на упаковке. Я чаще использую бумагу плотностью 300 мг/м²: на ней удобно рисовать в технике «по мокрому» — это когда перед рисованием лист обильно смачивается водой. Самая дешевая подходящая бумага формата А4 стоит 180 Р за 10 листов.

Бумага продается в пачках и склейках. Склейка — та же пачка, просто проклеенная по краям для сохранности бумаги при транспортировке.

Это акварельная бумага, которой я пользуюсь. На пачках указана плотность бумаги. Можно также обратить внимание на состав: чем больше хлопка, тем лучше бумага впитывает воду Это бумага в склейке. Листы склеены между собой по краям — их надо аккуратно отделять друг от друга канцелярским ножом

Еще можно купить скетчбук — это блокнот с бумагой для определенного вида рисования. Например, у меня есть скетчбуки для акварели и пастели. Скетчбук удобно брать с собой, к тому же по дому не будут валяться кучи зарисовок — все хранится в одном месте.

В любом скетчбуке главное — это бумага, она должна подходить для ваших материалов. Чтобы не прогадать, рекомендую сначала попробовать бумагу разных производителей — ее можно покупать отдельными листами, а потом уже выбирать скетчбук из понравившейся бумаги. Качественный скетчбук формата А4 можно купить за 1500—2500 Р.

Перед выбором скетчбука подумайте, как вы хотите его использовать. Если собираетесь в основном рисовать дома, можно купить формат побольше, например А4. В таком формате можно делать сразу несколько зарисовок на одном листе. Если планируете брать скетчбук с собой, обратите внимание на вес и обложку. Обложка должна быть жесткой, чтобы можно было рисовать на весу, и не должна сильно пачкаться.

Еще подумайте, сколько времени вы готовы уделять творчеству: чем меньше, тем меньше должен быть скетчбук, чтобы успевать закончить страничку за один-два подхода. Это помогает сохранить мотивацию.

Мой скетчбук формата 17 × 17 см стоит 1300 Р. С ним я дополнительно использую зажимы для бумаги, чтобы он не закрывался при рисовании. Пачка зажимов стоит 150 Р Несколько зарисовок на одном листе скетчбука. Это очень удобно для упражнений: все варианты под рукой

Кисти для акварели должны впитывать много воды. Они могут быть синтетическими, из белки или колонка. Я рисую синтетической круглой кистью среднего размера, № 8. Еще обязательно понадобится широкая плоская кисть — я использую № 40, а также тонкая кисть для деталей, например белка № 1. Весь набор — минимум 400 Р.

Для акварели идеально подходят беличьи кисти с тонким кончиком. Но они дорогие, поэтому для начала можно выбрать синтетические кисти. Источник: krasniykarandash.ru

Для наброска понадобится простой карандаш, точилка и ластик. Можно взять механический карандаш, главное, чтобы он был мягким. Твердый карандаш поцарапает бумагу, в царапинах будет скапливаться акварельная краска.

Твердость карандаша обозначается маркировкой на самом карандаше, но у производителей разных стран она различается. Обычно мягкие карандаши обозначаются буквой M или B.

К обычному, не механическому карандашу понадобится точилка. Я обычно покупаю точилки с двумя отверстиями, чтобы точить более широкие и более узкие карандаши. Такая стоит около 150 Р.

Ластик можно использовать обычный или мягкий — он называется клячкой. Механический карандаш и клячка будут стоить 200 Р.

Клячку лучше выбирать в пластиковом чехле, иначе она быстро испачкается и придет в негодность

Планшет для фиксации листа. Рисовать акварельными красками на столе тоже можно, но иногда нужно выставить лист под углом, чтобы с него стекала вода. Для этого пригодится планшет.

Планшет должен быть плоским и гладким. Я купила специальный художественный за 1000 Р.

Малярным скотчем можно приклеить бумагу к планшету. Скотч вообще часто используют в акварели: например, заклеивают им края листа, чтобы осталась белая рамка. Моток скотча стоит около 150 Р. Мне его хватает на пару месяцев активного использования.

И конечно, понадобится баночка для воды и тряпка для промакивания кисти.

Стартовый набор для акварели — 3730 Р

Набор акварельных красок 1800 Р
Планшет для фиксации листа 1000 Р
3 кисти — средняя, широкая и тонкая 400 Р
Механический карандаш и клячка 200 Р
Акварельная бумага А4, 10 листов 180 Р
Малярный скотч 150 Р

Набор акварельных красок

1800 Р

Планшет для фиксации листа

1000 Р

3 кисти — средняя, широкая и тонкая

400 Р

Механический карандаш и клячка

200 Р

Акварельная бумага А4, 10 листов

180 Р

Я приклеиваю лист к планшету, а не к столу, чтобы его можно было двигать в процессе рисования Для фиксации листа я использую малярный скотч Мой стартовый набор для акварели. Весь набор обошелся мне в 2100 Р, но это не лучшие материалыГуашь

Это самый бюджетный вариант для старта, но гуашь может быстро надоесть, потому что ей можно реализовать меньше техник, чем акварелью, маслом или акрилом. Тем не менее она простая в использовании, яркая и дешевая.

Гуашь очень похожа на акварельную краску, но в ее составе есть белила — белое красящее вещество, которое придает краске плотность и непрозрачность. Благодаря белилам можно рисовать плотным слоем краски и исправлять то, что не получилось. Поэтому освоить гуашь проще, чем акварель.

Рисовать гуашью можно на любой плотной бумаге или картоне. Этот лев, например, нарисован гуашью на самой дешевой акварельной бумаге для школьников Цветы нарисованы гуашью, а фон — маслом Этот портрет тоже нарисован гуашью

Гуашь продается даже в продовольственных магазинах. Я рисую обычной детской гуашью, купленной на школьной ярмарке. Набор из 12 цветов стоит до 200 Р.

Художественная гуашь более яркая и укрывистая — лучше перекрывает нижние слои краски, чем детская. Но и стоит дороже — от 450 Р.

Я использую гуашь, которая есть под рукой. Детская или художественная — неважно, главное, чтобы она не была засохшей

Бумага для гуаши может быть любой, мне нравится школьная акварельная формата А3. Пачка стоит около 300 Р. Офисная тонковата, но если не сильно мочить кисть, то можно рисовать даже на ней.

Кисти тоже подойдут любые. Конечно, хорошо иметь несколько кистей разного размера — для работ крупнее и мельче. Но для начала хватит и трех: плоской размером в половину ладони, например № 30—40, круглой или плоской № 5—10 и маленькой, № 1—2, для деталей. Такой набор синтетических кистей обойдется в 300 Р.

Стартовый набор для гуаши — 800 Р

Школьная акварельная бумага формата А3 300 Р
Набор синтетических кистей 300 Р
Набор гуаши 200 Р

Школьная акварельная бумага формата А3

300 Р

Набор синтетических кистей

300 Р

Мой набор кистей на все случаи жизни. Первая кисть очень жесткая, ее использую только для акрила. Тонкими кисточками можно рисовать любой краскойПастель

Пастель — это продвинутый вариант школьных мелков. Ее производят так: красящий пигмент и основу перемешивают в пасту, а затем спрессовывают.

Пастель бывает сухая, масляная и восковая, но последняя встречается редко. В сухой пастели основа — мел, а в масляной — масло.

Масляная пастель считается ученическим материалом, а сухая — профессиональным. Но на самом деле техника работы с ними очень разная — можно попробовать обе и выбрать ту, что понравится больше. Масляная пастель ярче, хуже размазывается. У сухой оттенки нежнее и лучше смешиваются, ею можно рисовать прямо пальцами.

И сухая, и масляная пастель бывает разной твердости: чем мягче, тем проще рисовать. Твердость пастели указывают на коробке или на конкретном мелке: твердая — Hard, мягкая — Soft, очень мягкая — Extra soft.

Пастель не всегда можно смешать между собой, чтобы создать новые цвета. Поэтому чем больше разных пастельных мелков в вашем наборе, тем лучше. Я начинала с набора фирмы «Сонет» из 24 цветов.

Набор сухих мелков обойдется в 450 Р, набор масляной пастели — в 300 Р. Но будьте готовы к тому, что мелки быстро расходуются, а для масштабных работ понадобится больше оттенков.

450 Р

стоит набор сухой пастели «Сонет»

Это моя первая удачная работа масляной пастелью. Здесь использовались восемь мелков из набора от «Сонета»

Бумага или мелкая наждачка. Можно брать специальную бумагу для пастели или любую плотную и чуть шершавую по сравнению со стандартной офисной. Мне, например, нравится детская бумага для акварели.

Пастельная бумага бывает белой и цветной. Последняя часто продается отдельными листами. Цвет бумаги виден сквозь пастель и влияет на восприятие картины. Один лист А4 стоит от 20 до 150 Р.

Бумага для пастели может быть любого оттенка. Она просвечивает сквозь готовую работу и добавляет колорит Здесь видно, что у разной бумаги разная фактура. Синий лист гладкий, а голубой — очень фактурный. Я покупаю бумагу разных производителей, чтобы попробовать разные фактуры

Закрепитель — это специальный лак, который пригодится при рисовании сухой пастелью, чтобы готовая работа не смазывалась. Я использую закрепитель фирмы «Сонет», он стоит 300 Р за баночку.

Многие художники не используют закрепитель, потому что он немного меняет оттенок работы. Но в таком случае готовые картины нужно перекладывать калькой — тонкой прозрачной бумагой.

Также для работы пастелью понадобятся тряпочки, чтобы вытирать руки, и малярный скотч, чтобы лист не ползал по столу во время рисования.

Стартовый набор для пастели — 940 Р

Набор сухой пастели «Сонет» 450 Р
Закрепитель 300 Р
Малярный скотч 150 Р
Пастельная бумага, 2 листа А4 40 Р

Набор сухой пастели «Сонет»

450 Р

Пастельная бумага, 2 листа А4

40 Р

Материалы для графики

В живописи картина складывается из пятен, а в графике — из линий. Если графика нравится вам больше, чем живопись, стоит попробовать разные графические материалы и найти свой.

Самые бюджетные материалы для графики — простой карандаш и гелевая ручка. Также подойдут маркеры, цветные и угольные карандаши. Рисовать можно на обычной бумаге.

Цветные карандаши просты в использовании, компактны и почти не пачкаются. Бывают классические грифельные карандаши, акварельные, которые размываются водой, и угольные — очень мягкие.

Есть еще пастельные карандаши: та же пастель, но в форме карандаша. В отличие от мелка, пастельный карандаш не будет пачкать руки при рисовании. Но закрасить большую площадь листа будет сложнее.

Сейчас я пользуюсь набором мягких грифельных карандашей Vista-Artista из 24 цветов в металлической упаковке. Стоит такой 800 Р. Но он очень долговечный, и его удобно брать с собой. Думаю, что это оптимальный выбор для старта: он недорогой, а цветов вполне хватает на пейзажи, городские зарисовки, людей и животных.

800 Р

я отдала за набор мягких грифельных карандашей Vista-Artista

Более профессиональные варианты, например Koh-i-Noor или Derwent, стоят больше 2000 Р за набор.

Конечно, большим набором профессиональных карандашей рисовать намного приятнее. Но даже детский набор из 10 цветов позволит начать. Например, летом 2020 года скетчер Анна Эгида проводила обучение «Экстрим-скетчинг — 2020», где учила рисовать любыми карандашами, какие есть под рукой.

Этот рисунок выполнен детскими карандашами, которые валялись на даче еще со школы Кошка, нарисованная ручкой и карандашами с натуры Рисунок угольным карандашом Копии работ известных художников, сделанные цветными карандашами

Маркеры. Художественными считаются спиртовые и акварельные маркеры. Обычно у художественных маркеров два пера: с одной стороны — скошенное, с другой — тонкое или мягкая кисть.

Маркеры можно купить набором или поштучно. Я покупаю спиртовые маркеры поштучно, под конкретные задумки. Каждый маркер стоит минимум 100 Р, но есть и намного дороже. Набор из 48 китайских маркеров можно купить за 1500 Р, но они будут не очень яркими, быстро засохнут, а перья могут растрепаться.

Выбирая маркеры, обращайте внимание на состояние перьев: они должны быть плотные, не растрепанные, однородного цвета и не должны шататься.

Ручки для графики чаще используют капиллярные, они называются линерами. Хотя есть и другие варианты, например с наконечником-кистью. А я часто рисую гелевой ручкой, потому что она есть под рукой.

В целом ручка — вспомогательный материал для иллюстрации и скетча. Ими рисуют контуры, глаза, четкие и контрастные объекты. Ручки комбинируются с акварельными и гуашевыми красками, карандашами и маркерами. С пастелью, масляными и акриловыми красками ручки сочетать не получится — один материал просто не ляжет на другой.

Ручки и линеры продают поштучно, стоят они от 50 до 300 Р. Но я рекомендую сначала понять, для чего вам ручка, а потом выбирать. Например, я рисую ручкой мелкие детали на маленьких работах, поэтому выбираю очень тонкие. Еще у меня есть белая ручка, чтобы делать блики.

Скетч гелевой ручкой Эту панду я рисовала в метро во время поездки на работу Этот йог нарисован гелевой ручкой

Бумага для графики подойдет любая, но на плотной рисовать удобнее, потому что лист не сомнется даже от сильного нажима. Кроме того, рисунок на тонкой бумаге будет просачиваться на изнаночную сторону листа.

Для маркеров подойдет гладкая белая бумага без оттенков: цвет бумаги будет сильно влиять на оттенок накладываемых цветов.

Для карандашей можно выбрать и гладкую, и фактурную бумагу. Но на гладкой расход карандаша будет меньше. Я рекомендую начать с гладкой чертежной бумаги плотностью 200 г/м². Она продается в листах, один лист А3 стоит 10 Р.

Чертежная бумага отлично подойдет для экспериментов в графике. Большой лист можно нарезать на удобные кусочки. Источник: artkvartal.ru Это венгерский пейзаж, нарисованный маркерами и гелевой ручкой. Если рисовать не в специальных скетчбуках с художественной бумагой, а в обычных блокнотах, то маркеры будут просачиваться на обратную сторону листа — как слева. В таком случае нужно быть внимательным, чтобы не испортить соседние рисункиДиджитал-рисование

Диджитал-рисование — это рисование с помощью компьютерных технологий. Можно рисовать компьютерной мышкой в «Фотошопе» или «Пэйнте», но процесс будет сильно отличаться от рисования на бумаге. Рисование на графическом планшете ближе к живым материалам.

Графические планшеты бывают без экрана и с экраном. На первых рисуешь специальной ручкой на планшете, а картинка появляется на экране компьютера. Это проще, чем рисовать мышкой, но все равно непривычно. Планшет с экраном — аналог листа бумаги.

У современных планшетов куча возможностей: можно имитировать рисунок любым материалом, проводить ровные линии, делать красивые градиенты и даже анимацию. Я пользуюсь Айпадом c Apple Pencil. Профессиональные иллюстраторы используют серию Pro, но мне хватает Айпада седьмого поколения на 32 Гб. Новый стоит около 30 тысяч рублей.

На Айпаде можно не только рисовать, но и делать анимацию

Кроме того, стоит приобрести специальную программу для рисования, чтобы можно было создавать сложные иллюстрации и использовать разные техники. Самая популярная — ProCreate, стоит 900 Р. Я пользуюсь ею.

Большинство курсов по диджитал-иллюстрации проходит именно на Айпаде и именно в ProCreate. Хотя можно найти и курсы по иллюстрации в «Фотошопе» — для них подойдет любой графический планшет со стилусом, подключаемый к компьютеру. Например, я пробовала Wacom без экрана стоимостью около 5 тысяч. Рисовать на нем можно, но с экраном намного быстрее и приятнее.

Плюс диджитал-рисования — мобильность: не надо таскать с собой кучу материалов, думать, где хранить готовые работы. Все всегда под рукой — в твоем планшете. Кроме того, есть возможность исправлять нарисованное столько раз, сколько захочется. Поначалу это особенно важно.

Моя иллюстрация на Айпаде Иллюстрация на Айпаде с обучающего курса по ProCreateМатериалы для диджитал-рисования — 39 900 Р

Графический планшет — Айпад седьмого поколения на 32 Гб 30 000 Р
Apple Pencil первого поколения 9000 Р
ProCreate 900 Р

Графический планшет — Айпад седьмого поколения на 32 Гб

30 000 Р

Apple Pencil первого поколения

9000 Р

Где покупать материалы и инструменты

Хобби-магазины. Например, я часто захожу в магазины сети «Леонардо», потому что они в пешей доступности и от дома в Московской области, и от работы в Москве. Почти в любом хобби-магазине есть художественный отдел.

Но для первых покупок я хобби-магазины не рекомендую:из-за большого количества товаров разного профиля консультанты не смогут помочь с выбором. Да и цены зачастую выше, чем в профессиональных художественных магазинах. Сюда лучше заходить за конкретными товарами со скидкой или за канцелярскими принадлежностями.

Магазины для художников — это еще один дорогой вариант. Популярные в Москве сети — «Передвижник», «Арт-квартал», «Красный карандаш».

Плюс профессиональных магазинов — знающие консультанты, которые все покажут, расскажут и помогут выбрать. Конечно же, рекомендовать будут качественные материалы — то есть самые дорогие. Зато подберут полный комплект. И покажут выкраски — это пробы материалов разных производителей и цветов.

В общем, удобно, приятно приходить, можно посоветоваться, но дорого. Например, за 2500 Р в профессиональном магазине можно купить набор из 24 карандашей Koh-i-Noor. А в масс-маркете набор из 36 аналогичных карандашей будет стоить даже чуть дешевле.

Набор из 24 цветов в магазине «Арт-квартал» Аналогичный набор, но из 36 цветов, на «Озоне». Цена даже немного ниже, а карандашей на 12 больше

Масс-маркет — более дешевый вариант. Это могут быть магазины канцелярских товаров и товаров для школьников, книжные магазины. Например, я закупаюсь в сети «Шаг к пятерке».

Конечно, выбор материалов в таких магазинах намного хуже, чем в профессиональных. Зато можно найти недорогие аналоги разных товаров. Например, когда я пробовала акварель, я покупала акварельную бумагу для школьников — и была вполне довольна. Конечно, она не сравнится с дорогущей хлопковой, но понять, как вообще надо рисовать акварелью, можно. В таких магазинах можно смело покупать все вспомогательное: простые карандаши, ластики, линейки, малярный скотч.

Часто выручают и онлайн-гипермаркеты. В них можно найти даже необычные материалы по приемлемым ценам. Например, на «Озоне» большой выбор акриловых красок

Барахолки — еще один вариант экономии. Там художники со всей России продают свои материалы для творчества. Покупать можно в социальных сетях, например во «Вконтакте» или в «Инстаграме».

На барахолке выгодно покупать дорогие профессиональные материалы или части наборов. Если повезет, можно найти именно то, о чем давно мечтали, и купить вдвое дешевле, чем в магазине. К сожалению, я обычно захожу на барахолку ночью или в выходные, поэтому пока не успела поймать хорошие скидки: выгодные товары часто появляются в будни днем.

Начинающим художникам стоит присмотреться к небольшим наборам материалов, которые просто кому-то не подошли. Например, к начатым блокнотам или скетчбукам.

Сколько стоит начать рисовать и что для этого нужно

Диджитал Планшет, стилус, программа для рисования Дорого, но современно 39 900 Р
Масло Краски, кисти, холст, разбавитель, палитра, уайт-спирит, мольберт Не растворяется водой, дома рисовать сложнее 3900 Р
Акварель Краски, кисти, бумага, карандаш, клячка, планшет для фиксации, малярный скотч Нельзя экономить на бумаге 3730 Р
Акрил Краски, кисти, холст, палитра, мольберт Растворяется водой, можно рисовать дома 2950 Р
Пастель Пастель, бумага, закрепитель, малярный скотч Быстро расходуется 940 Р
Гуашь Краски, кисти, бумага Мало техник 800 Р
Графика Карандаш, бумага, точилка и ластик Можно докупать другие материалы поштучно 400 Р

Список нужного

Планшет, стилус, программа для рисования

Особенности

Дорого, но современно

Список нужного

Краски, кисти, холст, разбавитель, палитра, уайт-спирит, мольберт

Особенности

Не растворяется водой, дома рисовать сложнее

Список нужного

Краски, кисти, бумага, карандаш, клячка, планшет для фиксации, малярный скотч

Особенности

Нельзя экономить на бумаге

Список нужного

Краски, кисти, холст, палитра, мольберт

Особенности

Растворяется водой, можно рисовать дома

Список нужного

Пастель, бумага, закрепитель, малярный скотч

Особенности

Быстро расходуется

Список нужного

Краски, кисти, бумага

Список нужного

Карандаш, бумага, точилка и ластик

Особенности

Можно докупать другие материалы поштучно

Как можно заработать на рисовании

Делать иллюстрации на заказ. Однажды мне написали в социальной сети и предложили поработать иллюстратором для детской книги. В итоге купили одну иллюстрацию за 1500 Р, хотя мучилась я с ней часов пять. Без постоянной практики работа для незнакомого заказчика приносит больше разочарования, чем пользы.

Тестовое задание, которое пришлось выполнить перед иллюстрацией на заказ

Писать картины на заказ. Я иногда пишу для друзей и знакомых, если они просят. Стоимость моей картины — около 6000 Р, это примерно в два с половиной раза больше стоимости материалов. На вырученные деньги обычно покупаю обучающие курсы.

6000 Р

стоимость моей картины

При работе на заказ важно узнать все потребности заказчика. Например, какого размера картину он хочет, нужна ли ей рамка. Иногда важны детали интерьера, в котором будет висеть работа, чтобы картина гармонировала с обстановкой комнаты.

Эту картину я сделала на заказ. Стоимость — 6000 Р. На материалы ушло около 1500 Р — меньше, чем обычно, потому что здесь не так много оттенков

Оцифровывать свои работы и делать сувениры. Например, я печатаю и продаю в соцсетях и через знакомых открытки к праздникам — по 100—150 Р за штуку. Печать заказываю в типографии партиями от 20 штук. Себестоимость одной открытки — около 45 Р, она снижается с увеличением размера партии.

Конечно, это небольшой заработок, но на расходники мне обычно хватает. Например, однажды перед Новым годом я продала открыток на 12 тысяч рублей.

В типографиях изготавливают не только открытки, но и календари, кружки, магниты, простую одежду. Иногда я заказываю футболки с шаржами в подарок друзьям, стоимость одной — около 1200 Р.

Фартук и открытки с моими иллюстрациями

Проводить мастер-классы, если вы уже эксперт в какой-то технике рисования. Потратиться придется на аренду подходящего светлого помещения и материалы для всех участников. Чтобы такие мероприятия приносили доход, цена должна быть от 2500 Р с человека.

Я однажды проводила для друзей мастер-класс по пастели. Пришлось заранее подготовить инструкции на больших листах, чтобы никто из участников не запутался. Также я купила все материалы, распечатала картинки для вдохновения и договорилась с владельцами антикафе по поводу проведения мероприятия. В итоге себестоимость составила 1500 Р на человека. Плюс я потратила около восьми часов на подготовку. Но все остались довольны.

Мастер-класс в процессе. Большинство участников рисовали пастелью впервые Работы, которые получились у участников мастер-классаГде искать вдохновение

Для вдохновения полезно посещать галереи и выставки. Особенно я рекомендую выставки современных мастеров: они бывают очень необычные, динамичные, развивают воображение. Например, на выставке-перформансе Покраса Лампаса художник заполнял зал новыми картинами прямо во время выставки. А еще под необычную музыку расписывал принесенную зрителями одежду. Вход на выставку был бесплатный.

Интересно бывает на открытии выставок — даже у начинающих художников: играет музыка, можно пообщаться с создателями картин и спросить про работы. Например, на открытии выставки «МКБ-10» был танцевальный театр и интервью с авторами. Вход обычно свободный.

Если хотите начать рисовать, вот несколько рекомендаций

  1. Для начала сходите на несколько мастер-классов в студии рисования. Попробуйте разные материалы и техники, выберите то, что вам нравится.
  2. Когда определитесь с материалом, купите минимальный набор художника. Сэкономить можно с помощью арт-барахолки.
  3. Постепенно расширяйте свой набор материалов и пробуйте новые техники. Учиться можно на мастер-классах и в онлайн-школах.
  4. Чтобы не потерять интерес, ходите на выставки, ищите единомышленников в социальных сетях и участвуйте в конкурсах.
  5. Иногда на рисовании можно даже заработать. Не стесняйтесь участвовать в конкурсах и продавать свои работы.

Когда-то искусство было привилегией элит, но сегодня любой может посетить музей или филармонию, чтобы насладиться великими произведениями прошлого. Современный человек, который хочет считаться образованным, должен быть хоть немного подкован в этих вопросах и уметь отличать Мане от Моне, например.

Никто не говорит, что обязательно ознакомиться со всеми работами авторов, которые по праву считаются великими, однако знать самые значимые произведения всё же стоит. Как минимум это весьма полезно для общего развития. Потому мы решили собрать самые известные картины, когда-либо написанные человеком.

Леонардо да Винчи, «Мона Лиза»

Рафаэль Санти, «Сикстинская Мадонна»

Иероним Босх, «Сад земных наслаждений»

Диего Веласкес, «Менины»

Эжен Делакруа, «Свобода, ведущая народ»

Михаил Врубель, «Демон сидящий»

Грант Вуд, «Американская готика»

Рене Магритт, «Сын человеческий»

Сальвадор Дали, «Постоянство памяти»

Иван Айвазовский, «Девятый вал»

Питер Брейгель, «Вавилонская башня»

Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря»

Эдуард Мане, «Бар в “Фоли-Бержер”»

Эдгар Дега, «Голубые танцовщицы»

Рембрандт, «Ночной дозор»

Эдвард Мунк, «Крик»

Жак-Луи Давид, «Смерть Марата»

Винсент Ван Гог, «Звездная ночь»

Виктор Васнецов, «Богатыри»

Джексон Поллок, «№ 5»

Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры»

Андрей Рублев, «Троица»

Василий Верещагин, «Апофеоз войны»

Ян Вермеер, «Девушка с жемчужной сережкой»

Кацусика Хокусай, «Большая волна в Канагаве»

Карл Брюллов, «Последний день Помпеи»

Джеймс Уистлер, «Аранжировка в сером и черном. Мать художника»

Клод Моне, «Впечатление. Восходящее солнце»

Илья Репин, «Бурлаки на Волге»

Валентин Серов, «Девочка с персиками»

Пабло Пикассо, «Девочка на шаре»

Анри Матисс, «Танец»

Казимир Малевич, «Белое на белом»

Микеланджело Буонарроти, «Сотворение Адама»

Караваджо, «Обезглавливание Иоанна Крестителя»

Жан-Оноре Фрагонар, «Качели»

Гюстав Курбе, «Отчаяние. Автопортрет»

Карл Брюллов, «Всадница»

Пьер Огюст Ренуар, «Завтрак гребцов»

Марк Шагал, «Над городом»

Питер Брейгель, «Фламандские пословицы»

Пабло Пикассо, «Герника»

Густав Климт, «Поцелуй»

Питер Пауль Рубенс, «Похищение дочерей Левкиппа»

Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»

Уильям Блейк, «Великий архитектор»

Тициан, «Любовь земная и Любовь небесная»

Джузеппе Арчимбольдо, «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна»

Кузьма Петров-Водкин, «Купание красного коня»

Василий Кандинский, «Композиция VII»

Конечно, это далеко не полный список работ гениев, и неудивительно, если мы случайно упустили твоего любимого автора. Даже мировые шедевры не всем приходятся по вкусу, что уж говорить об отдельных довольно своеобразных живописцах. А ведь некоторые художники еще и прячут послания в своих работах.