Общение взрослых с детьми — многогранный процесс. При этом словами передается лишь 7% информации, остальное взаимодействие идет на языке тела — через интонации, мимику, позы и жесты. Для дошкольников и детей младшего школьного возраста характерны типичные телесные проявления, которые подскажут, что на самом деле чувствуют и о чем тревожатся малыши.
1 Ребенок накручивает волосы или грызет ногти
Такие навязчивые действия – признак эмоционального напряжения: повторяющиеся движения успокаивают ребенка и создают ощущение стабильности и спокойствия. Такие жесты свойственны детям, которые боятся не оправдать надежд родителей, не справиться с тем, что от них ждут. Столкнувшись с трудностями или неприятностями, они боятся обратиться за помощью, показаться слабыми и неумелыми.
«Не мешай!», «Опять за тебя все делать приходится!», «От тебя никакого толку!» Если ты поймала себя на таких фразах, скорее избавляйся от них!
2 Сопит, шмыгает носом или покашливает
Даже маленький ребенок быстро замечает, что, когда он болеет, родители становятся внимательнее и заботливее, готовы отложить все дела, чтобы посвятить ему время. Что уж говорить о детях постарше: тихонько покашливая или шумно шмыгая носом, они стараются привлечь внимание родителей и вызвать сочувствие и жалость, ведь так они неосознанно (а иногда и осознанно) демонстрируют свою беспомощность и уязвимость.
Часто «болеющие» дети вырастают из тех, к кому родители предъявляют завышенные требования, повторяя им: «Что ты как маленький?!», «Ты уже большой!», «Что ты ноешь?».
Важно! Иногда дети «специально» заболевают, чтобы не идти в детский сад или школу. Это происходит по ряду причин:
- некомфортная обстановка и эмоциональный фон в образовательном учреждении;
- проблемы со сверстниками;
- нехватка родительского внимания и заботы.
Болезнь позволяет получить тепло и сострадание. Если ты заподозрила симуляцию, постарайся понять, что именно послужило причиной такой «игры», и устрани ее. Или обратись за помощью к специалисту.
3 Кусает губы
Если это происходит во время разговора, то ребенок, очевидно, пытается не сказать лишнего. Либо он изо всех сил старается удержать в себе какой-то рвущийся наружу секрет, либо стремится не вступить в спор с собеседником, смолчать, даже если не согласен с говорящим. А вот если малыш закусывает губу в процессе какого-то занятия, это демонстрирует максимальную степень сосредоточенности и трудность поставленной перед ним задачи.
Покусанные губы характерны для детей, которым родители внушают: «Не спорь со старшими!», «Делай, что говорят», «Ты должен».
Важно!
Следи за собой:
- обращай внимание на реплики, которые ты бросаешь в адрес ребенка, когда устала или рассержена — в те моменты, когда теряешь контроль и можешь сказать что-то лишнее;
- постарайся избавиться от неконструктивных посланий ребенку. Больше говори ему слов любви и поддержки;
- давай ребенку больше пространства и возможности для самостоятельных действий и решений. Твои многочисленные советы могут мешать ему творчески мыслить и развиваться, а желание сделать что-то за него не дает ему возможности учиться на собственных ошибках.
4 Заламывает руки
Это выдает волнение и неуверенность в себе: ребенку кажется, что весь мир смотрит на него — и он должен проявить себя по максимуму, сделать то, что от него ждут. Заламывая руки, ребенок таким образом берет паузу, пытаясь перебрать все возможные варианты действий и выбрать оптимальный. Однако такая привычка может перерасти в уже нездоровые попытки причинить себе вред: щипать себя, царапать руки, ноги и даже лицо, рвать волосы, колоть себя булавкой или карандашом, стучаться головой о стол или стену.
Таким образом ребенок наказывает себя за допущенные им промахи, ему кажется, что он поступил неправильно, даже тогда, когда, казалось бы, ничего и не делал.
Родители часто критикуют детей, бросая ему: «Ты бестолочь», «Лучше б тебя не было», «Ты только все портишь!».
5 Корчит рожицы, паясничает
Привычка передразнивать других людей (гримасничанье, рожицы, кривлянье) — это прежде всего способ привлечь к себе внимание. Чаще всего это происходит из-за неуверенности в себе: ребенок считает, что он недостаточно талантливый и интересный по сравнению с другими детьми, и чтобы на него обратили внимание, ему нужно паясничать и кривляться. Замечания взрослых в подобной ситуации он расценивает как свою «минуту славы».
Такие дети часто слышат от родителей или сверстников насмешки и подколки: «Ну ты и неуклюжий», «У тебя руки не из того места растут», «Милый наш толстячок».
Важно! Когда в семье появляется второй ребенок, старшие дети часто испытывают недостаток внимания, чувствуют обиду, которая побуждает их пользоваться разными способами, чтобы вернуть мамино внимание. Один из таких способов — кривляние, которое подобно крику о помощи: «Обрати на меня внимание!»
6 Ругается, скандалит, оскорбляет других
Неконтролируемая ярость, когда ребенок «из-за ничего» кричит, швыряет предметы, хлопает дверьми — сигнал о том, что существует какая-то скрытая проблема, которая отнимает у ребенка все ресурсы. Он постоянно находится в состоянии стресса, и самый незначительный повод заставляет его срываться, ведь проблема, которая гложет его изнутри, никак не находит своего решения. Такие проявления зачастую характерны для детей, которые воспитываются одним родителем или бабушкой.
При этом от взрослых они получают, казалось бы, позитивные послания: «Ты лучше всех», «Ты — моя жизнь», «Ты — настоящий мужчина (в отличие от отца)». Именно эти слова и заставляют ребенка чувствовать свою глобальную миссию: быть лучшим, идеальным всегда и во всем, при этом испытывать чувство вины за отсутствие второго родителя. И это внутреннее противоречие вынуждает их взрываться и скидывать постоянно накапливающееся напряжение.
В каком случае родителям нужно обратиться в неврологу
Помощь специалиста потребуется, если у ребенка:
- нервный тик (непроизвольные подергивания мышц)
часто появляется у детей старше 5 лет, особенно у школьников;
- истерические припадки
ребенок (старше 4 лет) бьется головой, руками или ногами о предметы, падает на пол, выгибаясь дугой. В 3 года эти симптомы могут быть проявлением кризиса и в коррекции не нуждаются;
- заикание
чаще проявляется у мальчиков 3–5 лет. Но страдать им могут и девочки, а также дети школьного возраста.
- анорексия (отказ от пищи, рвота во время еды)
часто появляется в ответ на насильственное кормление;
- энурез и энкопрез (недержание мочи и кала)
чаще встречаются у дошкольников, и особенно беспокоят детей по ночам. Невролог проверит состояние нервной системы малыша и при необходимости назначит медикаментозное лечение. А психолог поможет выявить травмирующие факторы, спровоцировавшие появление расстройств, и убрать их.
Здравствуйте, дорогая Яна! Спасибо вам за ваш блог! Читаю вас уже давно, с большим интересом. И вот недавно мне неожиданно пришла в голову мысль, что я могу написать вам, задать вопросы, которые меня озадачивают уже пару лет так точно.
Вопросы будут связаны с вашей профессиональной деятельностью, как художника, иллюстратора, графического дизайнера.
У меня есть дочь, сейчас ей 13. Я воспитываю ее одна, бывший муж никак не участвует. Еще в садике она ходила на кружок рисования, и там ее заметила преподавательница, взяла ее работу на городской конкурс, дочка получила 2 место. Преподаватель настояла на том, чтобы я отдала дочку в худ школу. Я так и сделала, хотя не видела в ее рисунках чего-то особенного. Ну по мне так все дети рисуют плюс минус одинаково. И вот сейчас, спустя 10 лет, она так и учится в художке, учителя ее хвалят. Ей самой очень нравится. Я далека от мира искусства, но могу сказать, что ее работы мне нравятся. Я отошлю вам несколько, чтобы вы сами могли оценить. Извините, если их очень много, я выбирала их рандомно, и мне сложно было оценить какие показывать, какие нет. Есть работы школьные, есть чисто домашние, в блокнотике. Я не из тех мамочек, которые фанатеют от своих детей, я предпочитаю реальный взгляд на вещи. Поэтому хотелось бы конечно услышать ваше мнение, есть у нее какие то способности, или это что-то ординарное. Но что могу сказать точно, так это то, что она очень креативная, постоянно что-то выдумывает, очень творческая. И всегда была такой, даже маленькой, Бегала по дому и кричала — «Мама, у меня идея!» А идей у нее было много ))
И вот сейчас потихоньку назревает вопрос (может конечно и рано) о том, куда ей в будущем поступать, чем заниматься, какую профессию осваивать. Знаю, что многие школьники начинают думать об этом только под самый занавес. Но моя дочь очень взрослая в этом плане, да и не только в этом. Ей уже сейчас хочется как то начать определяться, искать свое призвание. Только она не знает как. И я не знаю как ей помочь. Меня пугает перспектива для нее стать талантливым, но не востребованным художником. Знаю несколько таких примеров, например, сестра моей невестки, закончившая Строгановку, сидела без работы много лет. И только случайность помогла ей как то засветиться в одном издательстве, где ее заметили, и она начала после этого получать заказы.
Поэтому хочется конечно, чтобы дочь выбрала специальность, которая будет востребована в современном мире. Но беда в том, что я ничего не знаю об этих профессиях, какие они существуют, какие интереснее или какие востребованнее. Ничего не знаю как они перекликаются с современными компьютерными технологиями, просто понимаю, что наверняка это может быть очень перспективно. Дочь может и хочет уже сейчас начать что то осваивать, чтобы понять нравится ей это или нет. Но она не знает с чего начать, в какую сторону хотя бы посмотреть. По характеру она очень целеустремленная и упертая, очень самостоятельная, и как я понимаю, хочет побыстрее встать на ноги. К примеру летом собирается пройти курсы обучения тату мастера, хочет научиться и иметь какую то подработку возможно. А ведь ей только осенью будет 14. Или вот недавно наделала всему классу колечек из полимерной глины, футуристических каких-то (очередная идея))) И я очень хочу ей помочь, посоветовать что-то, чтобы она побольше узнала о мире дизайнеров, иллюстраторов итд, нащупала так сказать почву под ногами, но я ничего об этом не знаю, по специальности я врач, у нас династия врачей, и никто в семье не разбирается в современном искусстве, в графическом дизайне, в компьютерном дизайне и тд.
И вот, Яна, я пишу в вашу рубрику с надеждой, что вы и ваши комментаторы, которые гораздо более близки к миру современного искусства и дизайна, компьютерного дизайна, сможете что-нибудь мне посоветовать, сориентировать, подсказать какие профессии существуют и востребованы сейчас, какие направления развиваются быстрее и мощнее.
Спасибо Вам, если прочитаете и откликнетесь!
С уважением, А.
***
Здравствуйте!
Рисование бывает разное, и человек, умеющий рисовать, может выбрать очень многие разные профессии — от комиксов, манги, иллюстрации, до векторной графики, графики для компьютерных игр и.т.д. Либо может заняться живописью — академической или не очень, там тоже очень много направлений — акрил, масло, акварель, реалистичное, абстрактное, наивное. Много всего. Работы, которые вы прислали — хорошие и сильные. Но отталкиваясь от этого можно захотеть чего угодно. От станковой живописи до цифровой иллюстрации, и дальше смотрите все перечисленное.
И главное — понять, чего хочется, что нравится, может только она. И нету такого направления, которое с большей вероятностью принесет денег. Можно хорошо заработать в любом из этих направлений, если заниматься, учиться, и далее учиться продвигать себя и продавать свои работы. Или находить работу. Там, где делают это коллеги, работающие в том же направлении. Больше всего успеха будет там, где больше всего нравится и горит. Т.к. 90% успеха — это вложения. Когда мотивированно пробуешь, делаешь, работаешь, учишься, и.т.д. И чем больше мотивация и удовольствие от процесса, тем больше будут вложения, и тем больше будет результат.
Так что для начала хорошо бы понять, что ей нравится.
Предлагаю походить по всяким инстаграмам и пинтерестам, и смотреть там разное. Вот от живописи до коммерческой иллюстрации, рисунка, графики, и.т.д. Тут придется покопаться, т.к. оно всегда начинает предлагать образцы из одного направления, когда что-то посмотришь. А чтобы начать видеть другое, надо немного целенаправленно поискать другое. Ну и вообще — походите по блогам и тематическим сайтам, где перечислены разные направления изобразительного искусства и графики. Смотрите, как что называется. Потом ищите красивые образцы.
По идее у нее должно где-то заиграть чувство «вот так я хочу рисовать». Вы можете поговорить с ней об этом. Что бывают работы каких-то художников, которые просто нравится рассматривать. А бывает именно вот это чувства: «Вот так я сама хочу». И если такое найдется — надо смотреть блоги, инстаграмы и ютюбы соответствующих авторов. Искать видео с процессом. Большинство показывают, как они работают. Смотреть и пробовать сделать так же. Огромное количество известных и успешных иллюстраторов современности именно так научились почти всему, что они рисуют. Смотреть чужие работы, пытаться понять, как сделано, находить объясняющие видео. Если стало ясно, что именно хочется научиться делать, можно поискать всякие курсы на серверах вроде Domestika.org — там про многое можно пройти курс недорого, и сразу станет понятнее, как получить результат. Если ее привлечет цифровая графика, вероятно следующим подарком будет графический планшет. 🙂
И конечно часто будет так, что что-то понравилось, она пошла выяснять, как это делают. Потом попробовала, и разочаровалась в процессе. Это нормально. У меня со многим так — смотреть очень нравится, а делать — нет. Но это не поймешь, пока не попробуешь. К счастью у нее еще очень много времени на такие пробы и ошибки. А когда станет примерно понятно, в каком направлении хочется двигаться — можно искать информацию «где такому учат» или что надо сделать. пройти и где показать, чт обы попасть на такую работу. Для каждого направления есть тематические форумы, блоги, ютюб-каналы, где про это рассказывают.
В общем — у вас еще впереди очень много перекапывания всякой вдохновляющей информации. Но надо разобраться, чего она хочет.Чтобы чего-то щахотеть, надо кучу красоты пересмотреть, и проверять свои чувства — на что тянет. 🙂
Желаю вам найти желанное поскорее! А потом добиться там головокружительных успехов.
На вопросы ребенка (Как мне рисовать дом? Сколько у дома бывает окон? Какие листья у дерева? и т.п.) не стоит отвечать. Постарайтесь объяснить ему, что очень важно, чтобы он рисовал без чьей-либо помощи. Не стоит также говорить ему: «Вспомни, какой дом у нас на даче» или «Нарисуй бабушку в огороде». Ребенок должен сам решить, как и кого он будет рисовать. Постарайтесь настроить его на серьезный лад чтобы он не рисовал карикатур. В то время как ребенок будет занят работой над рисунком, Вам следует записывать вопросы и комментарии ребенка, время выполнения рисунка и другие важные моменты.
Школа красоты и здоровья. Секреты анти-эйдж
Вы узнаете, в чем главные секреты здоровья кожи, волос и ногтей с точки зрения биологии. Научитесь видеть проблемные места до того, как они станут заметны всем. Сможете системно подойти к своей красоте, чтобы сохранить ее как можно дольше.
Базовый курс по созданию бижутерии
Вы узнаете, как мастера создают бижутерию, от которой не оторвать глаз. Поймете, где искать материалы и инструменты для работы. Создадите свое первое изделие на основе одного из 14 мастер-классов.
По окончании работы побеседуйте с ребенком, используя следующие вопросы:
- Где находится дом, который изображен на рисунке?
- Кто в нем живет?
- Что происходит на рисунке?
- Чем занят человек?
- Какое дерево нарисовано?
- Есть ли взаимодействие между человеком, деревом и домом? Положительно ли оно?
После этого можно перейти к интерпретации рисунка. По мнению Р. Бернса, если привести рисунок в действие, то можно увидеть то. Что действительно происходит в жизни ребенка.
Если ребенок первым рисует дерево, которое является символом жизненной энергии, то для него она необходима в большей степени, чем все остальное. Если же первым нарисован дом то на первое место он ставит безопасность и успех.
Характеристики дерева
Если:
а) Дерево на рисунке занимает значительное место, то в таком случае Ваш ребенок обладает огромной энергией и у него позитивный подход к жизни. Толщина ствола и веток нарисованного дерева указывает на то, насколько велико у ребенка стремление к жизни;
б) Дерево склонилось к дому под порывом ветра, это указывает на стремление ребенка к безопасности и покою в домашней обстановке, а также может означать замкнутость на прошлом;
в) Ветки дерева направлены вниз, это значит, что у ребенка накопилось много нерешенных проблем, которые его беспокоят. При депрессивном состоянии или замкнутости на прошлом ребенок чаще всего рисует иву;
г) Ветки дерева на рисунке направлены вверх и дерево прочно стоит на земле: перед Вами уверенная личность, которая стремится вперед;
д) Ветки направлены наружу: у ребенка есть желание оказывать помощь другим;
е) Со стороны дома у дерева большое количество веток в зелени: ребенок зачастую уделяет много внимания одному аспекту жизни, забывая при этом о существовании других;
ж) На стороне, противоположной от дома, большое количество веток и зелени, значит, ребенок направляет всю свою энергию для своего роста, не принимая во внимание семейные и домашние ценности.
Характеристики дома
Дом может выглядеть на детском рисунке на детском рисунке по-разному: большой многоэтажный, дачный домик, дом в деревне, ветхая хижина или даже тюрьма. Человек внутри дома означает, что ребенок находится или нуждается в защите. Если на рисунке дом занимает значительное место, то у ребенка велико стремление к достижению материальных благ.
Труба
Если ребенок уделяет большое внимание трубе, то это значит, что он озабочен психологической атмосферой в доме. Кроме того, это может также означать мужественность, силу, а также творческое начало.
Крыша
Если ребенка беспокоит чувство вины или сильное суперэго, то на его рисунке крыша будет остроконечной. Тщательным образом нарисованная крыша свидетельствует о том, что ребенку не удается держать под контролем мир фантазии.
Окна
Если на рисунке окна отсутствуют, то ребенок замкнут. Много окон свидетельствует об активности, открытости и хорошем контакте с окружающими. Занавески подразумевают озабоченность красотой и стремление сохранять дистанцию в общении. Если окна маленькие, то это указывает на то, что ребенок стеснителен и психологически недоступен.
Дверь
Отсутствие двери на рисунке свидетельствует о психологической недоступности. Если ребенок стеснителен, то дверь он будет рисовать маленьких размеров. Дверь, которая расположена сбоку, означает бегство.
Ступеньки и дорожки
Если они нарисованы в традиционном стиле, то у ребенка велико желание социальной активности. О конфликтности и недоступности может идти речь, если ступеньки на рисунке ведут к чистой стене. Ровные дорожки означают то, что ребенок держит свое поведение под контролем, а также то, что ему присуще чувство такта. Чувство дистанции в общении подразумевают длинные дорожки.
Для того чтобы понять рисунок человека, Вам следует обратиться к интерпретации в тесте «Я рисую человека».
Если ребенок рисует только себя, то это значит, что ему удается контролировать свою жизнь. При наличии на рисунке еще кого-либо можно сказать, что этот другой человек является движущей силой в жизни ребенка.
«Я рисую человека»
Предложите своему ребенку нарисовать человека. Постарайтесь не вмешиваться в творческий процесс, ведь Вы в данном случае хотите исследовать индивидуальные особенности личности ребенка. Если он просит Вас помочь нарисовать какую — либо часть тела, ссылаясь на то, что у него не получается, то Вы должны дать ему возможность сделать работу самостоятельно. На его вопросы не давайте прямых ответов. Однако постарайтесь записать все вопросы, реплики Вашего ребенка, чтобы затем проанализировать их. Берутся во внимании также стирания, дополнения и время, которое затратил Ваш ребенок на рисунок. Следует учитывать также то обстоятельство что, поскольку изучается личность, которая находится в процессе становления, то, чем младше ребенок, тем более ограничены возможности суждения о его личности.
Когда рисунок будет готов, поинтересуйтесь у ребенка, не хочет ли он что — либо добавить. Убедившись, что работа окончена, побеседуйте с ним. Пусть он расскажет Вам: кого он нарисовал, каким является этот человек по характеру, где он находится, куда направляется, чем он занимается и т.п. После этого можно будет заняться интерпретаций рисунка, используя следующий план:
1. Кого нарисовал ребенок. Как правило, он рисует человека того пола, к которому принадлежит сам, что является признаком нормальной идентификации. При его нарушении ребенок рисует либо бесполое существо, либо представителя противоположенного пола.
2. Действия изображенного человека. Фигура человека может быть нарисована ребенком в различных положениях. Если изображенный на рисунке человек смотрит влево, то это может свидетельствовать о том, что ребенок обращен в прошлое, которое, как ему кажется, было более благоприятным для него, чем настоящее. Если нарисованная фигура смотрит вправо, то это — обращенность к настоящему, которое находится в соответствии с представлениями ребенка о жизни. Если голова представлена в профиль, а тело анфас, это говорит о тревожности, которая вызвана социальным окружением, и потребности в общении. О стремлении убежать, скрыться свидетельствует бегущий человек. Уравновешенность в характере ребенка — легко и размеренно шагающий человек. О склонности к интроверсии может свидетельствовать рисунок в профиль. Фигура человека со спины говорит о глубокой интроверсии.
3. Расположение фигуры человека на листе бумаги, ее пропорциональность и особенности изображения частей тела. Если человек изображен в центре, то это является признаком нормальной, уверенной в себе личности, которая чувствует себя в безопасности. В верхней части листа — высокий уровень надежд, нереальный уровень оптимизма, завышенная самооценка. В нижней части листа — депрессивное состояние, незащищенность, заниженная самооценка. Если рисунок изображен на краю листа, то это свидетельствует о неуверенности, боязни принятия самостоятельных решений, потребности в поддержке.
Голова является символом интеллекта, воображения. С самого раннего возраста ребенок понимает, что голова — важная часть тела человека. Если на рисунке у человека отсутствует лоб, то это значит, что ребенок не обращает внимания на умственную сферу. О соотношении духовного и физического в ребенке свидетельствуют пропорции головы и туловища. Если у нарисованного человека маленькая голова, то это может означать, что ребенок находится на низком уровне умственного развития. На застенчивость и робость указывает нечеткое изображение головы. Если ребенок нуждается в защите, то он обязательно нарисует головной убор.
Лицо — символ сферы общения. Если у ребенка существуют проблемы в общении, то он рисует черты лица нечетко, не придавая им значения. Если черты лица хорошо прорисованы, то это значит, что ребенок сильно озабочен отношениями с другими, а также своим внешним видом. Подчеркнутый подбородок свидетельствует о потребности в доминировании. Если ребенок хочет компенсировать ощущаемую слабость и нерешительность, то рисует человека с крупным подбородком. Об эстетических наклонностях свидетельствуют красивые черты лица.
Уши обозначают открытость восприятия. Уши воспринимают критику и мнение другого человека. Они могут также свидетельствовать и о настороженности ребенка к окружающему миру. Если ребенок рисует крупные уши, то это вероятность слуховых галлюцинаций. Если на рисунке у человека изображены маленькие уши или их нет вообще, то это говорит о нежелании слышать критику.
Губы являются символом сексуальной сферы.
Рот — открытый рот с прорисованными зубами свидетельствует о явной агрессии. Если ребенок рисует лицо безо рта или со ртом-«черточкой», то это значит, что он не имеет возможности словесно влиять на людей.
Глаза — Если ребенок рисует большие глаза со зрачками, то это символизирует его страхи и тревоги. Если глаза закрыты волосами или головным убором, то это свидетельствует о стремлении избегать неприятных визуальных воздействий. Глаза-«точечки» или «щелочки» обозначают запрет на плач.
Нос — Если на рисунке нет носа, то это указывает на интеллектуальную недостаточность. Некоторые психологи трактуют нос как сексуальный символ.
Шея — Крупная шея говорит об осознании «телесных» импульсов и желании их контролировать. Длинная тонкая шея — признак торможения, регрессии. Она может обозначать любопытство. Толстая короткая шея свидетельствует об уступках своим желаниям и слабостям.
Плечи — Плечи являются признаком физической силы и потребности во власти. Крупные плечи отражают ощущение большой силы; наоборот, мелкие плечи — это ощущение своей малоценности и ничтожности. Об осторожности и тревожности свидетельствуют угловатые плечи. Покатые плечи — снижение жизненного тонуса, уныние, отчаяние, чувство вины.
Руки являются символом активности и общения. Маленький ребенок рукой «прицепливается» к телу матери и таким образом устанавливает контакт с близким человеком. Впоследствии ребенок посредством руки взаимодействует с миром предметов и воздействует на него. Если ребенок рисует примитивную кисть руки, то это свидетельствует о том, что он чувствует себя на что-то способным. Если на кисти руки более пяти пальцев, то это значит, что он чувствует себя более сильным; если меньше — то более слабым, чем окружающие. Пальцы растопырены — неудовлетворенность своим положением. Длинные пальцы с ногтями или сжатые в кулаки — признак агрессии. Если на рисунке у человека на то, что ребенок испытывает потребность в физической силе, а также ловкости и смелости. Об амбициозных стремлениях свидетельствуют длинные руки на рисунке, а короткие руки — об ограниченности стремлений. Если руки изображены вдоль туловища, то это говорит о напряжении. Если ребенок испытывает чувство вины или неуверенности в себе, он необщителен, замкнут или не удовлетворен своим положением, то руки спрячет за спиной или в карманах. Руки, поднятые вверх, свидетельствуют об агрессии в характере ребенка. Широкий размах рук на рисунке — желание действовать. Если ребенок рисует тело без рук, то это может означать его пассивность.
Ноги — символ опоры в реальности и свободы передвижения. Если у ребенка есть желание быть независимым, то на рисунке он изобразит непропорционально длинные ноги. Большая площадь опоры у ног свидетельствует о большей уверенности в себе, и наоборот.
Туловище — это сосредоточение жизненных сил. Если ребенок рисует его угловатым или квадратным, то это свидетельствует о мужественности. О наличии неудовлетворенных потребностей говорит чрезмерно крупное туловище. Если туловище маленькое, то налицо симптом униженности.
Декорирование и окраска
Если ребенок раскрашивает рисунок, то обратите внимание на то, какой цвет преобладает. Черный цвет символизирует агрессию, красный цвет — активность, коричневый — нездоровье.
Наличие дополнительных деталей
Если ребенок стремится заполнить все пустые места на рисунке, это говорит о том, что ребенка беспокоит чувство одиночества, незащищенности, потребности в любви и ласке. Линии опоры означают тревожность, неуверенность. Облака, тучи на рисунке — символы боязливости и тревоги. Солнце, огонь и другие образы, которые излучают тепло и свет, означают потребность в любви и ласке.
Качество рисуночных линий
Если ребенок сильно нажимает на карандаш, которым рисует, а его линии уверенны, мо можно говорить о том, что у него волевой характер, ясность мышления, эмоциональное равновесие. Чрезмерно сильный нажим, который приводит к тому. Что карандаш периодически ломается, а линии прерываются. Свидетельствует о том, что в данном случае ребенок эмоционально неуверен, агрессивен, склонен винить себя. Если при сильном нажиме линии получаются прерывистые и кривые, то ребенку не хватает уверенности в себе. Легкий нажим — это свидетельство того, что ребенок неуверен, робок, боязлив, нерешителен, пассивен, ему не хватает энергии, а кроме того, его мышление отличается гибкостью и подвижностью. Если нажим переменчив, то ребенок обладает нестабильностью и импульсивностью. Если Вы замечаете, что нажим слабеет в процессе того, как работа над рисунком подходит к концу, то это означает, что ребенок быстро утомляется. Правильно выполненные линии, которые отличаются о развитом уме, душевном равновесии, самообладании, а также хитрости.
Если у ребенка линии получаются неточные, легкие и прерывистые, то это значит, что ему свойственны нерешительность и боязнь взять инициативу в свои руки. Если линии состоят из коротких и прерывистых штрихов, то в данном случае это свидетельство проявляющейся агрессии, подозрительности и недоверчивости. Если линии кривые, то у ребенка нарушено эмоциональное состояние или существуют проблемы психического характера. Много острых углов в рисунке свидетельствует о том, что ребенку тяжело адаптироваться в обществе, возможно из-за присущей ему агрессии. Вертикальные линии означают самоуверенность, решительность, повышенную активность, упрямство и настойчивость.
Размер рисунка
Если ребенок заполняет рисунком целый лист, то это значит, что он компенсаторно превозносит себя в воображении. Можно говорить о том, что перед Вами агрессивная, экспансивная натура, лишенная чувства меры и склонная к тщеславию. Маленький рисунок свидетельствует о развитии комплекса неполноценности, склонности к депрессивным состояниям, чувству дискомфорта, тревоги.